27 марта — Международный день театра.

ПРИМИТЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ!
Поздравляем с праздником всех актеров и сотрудников драматического театра, театра кукол, самодеятельных творческих коллективов.
Своим творчеством вы дарите нам, зрителям, незабываемые впечатления, переживания, эмоции, наполняете новым смыслом жизненные ситуации.
В этот замечательный день желаем вам неиссякаемого вдохновения, интересных спектаклей, преданного зрителя, аншлагов и оваций!


Вашему вниманию статья Н.И. Быко́ва об истории драматического театра Воркуты, написанная в 1958 году для сборника «Печорский угольный бассейн».

Н.И. Быков
ВОРКУТИНСКИЙ ТЕАТР

Так уж сложился характер советского человека, что он не мыслит своей жизни и работы без искусства, искусства, по-боевому отражающего в художественных образах его жизнь, героику борьбы за новое, за социализм.
И куда бы ни пришел наш советский человек — в Арктику ли, в Заполярье, на далекую Колыму, или на целинные земли степей Казахстана, — всюду он требует, чтобы его жизнь, работа и отдых несли с собой элементы искусства. Сначала обычно это коллективы художественной самодеятельности, затем государство шлет бригады артистов из центра, пока, наконец, не организуется на месте свой профессиональный коллектив, свой театр. Такой театр на каждой новостройке называют «нашим», его любят, его лелеют, ему помогают, им дорожат, а иногда и гордятся…
В сентябре 1938 г. впервые в Воркуте организовался самодеятельный кружок. Здесь были и хористы, и танцоры, и солисты, и «артисты» драмы, готовившие концертную программу и пьесу «Очная ставка». Старостой драмкружка был молодой энергетик А. Скороход. В художественной самодеятельности участвовали Быстряков, Головская, Глебова, Ершова, Пилацкие, Попкова, Пясковская и другие энтузиасты и любители.
Коллектив рос вместе с развитием заполярного угольного бассейна, но уже не в силах был удовлетворить возросшие культурные запросы требовательных зрителей Воркуты, хотя он и поставил за эти годы такие спектакли, как «Платон Кречет», «Доходное место», «Чужой ребенок», «Шел солдат с фронта», «Русские люди» и др. Было решено организовать профессиональный театр. «Организация культурного досуга и быта горняков — задача первостепенной важности, от успешного разрешения которой во многом зависит высокопроизводительный труд шахтеров», — говорится в редакционной статье «Заполярной кочегарки» от 27 октября 1943 г. — Выполнить эту задачу и призван дружный коллектив Воркутинского театра. Успех первой работы театра показывает, что взят верный курс, что трудящиеся Воркуты получили настоящий высокохудожественный коллектив».
За первый же год работы театр показал зрителю оперетты «Перикола», «Сильва» и «Марица», «На нашем берегу», «Хозяйка гостиницы», «Поздняя любовь», современные пьесы советских авторов — «Вынужденная посадка», «Поединок» и несколько концертных программ.
Говоря об успехах театра, следует сказать и о тех, кто создал этот успех.
Н.И. Глебова заслуженно стала любимейшей артисткой воркутинского зрителя. Человечность, женственность образов, созданных Н.И. Глебовой, хорошая, искренняя комедийность — всё это оставляет глубокое впечатление.
Значительное число актеров пришло в театр из самодеятельности. Среди них в первую очередь необходимо отметить В. М. Пясковскую, которая проявила большое многожанровое дарование. Даже каскадные опереточные роли, которые, как правило, исполняют в глубоко комических тонах, в исполнении В. М. Пясковской полны обаяния, юности, свежести. Из самодеятельности пришел в театр талантливый характерный актер О. О. Пилацкий. Ярким исполнением гротесковых ролей в опереттах отличалась А. П. Пилацкая. В лице Г. Я. Сеплярской театр приобрел талантливую артистку, создавшую ряд красочных, запоминающихся образов…
Так возник театр в Воркуте. С той поры он быстро рос и укреплялся, пополняясь новыми творческими силами, любовно выращивая и свою молодежь. Постоянную помощь в этом оказывало руководство комбината «Воркутуголь», райком Союза угольщиков и общественность города, понимая то огромное значение, которое имеет театр для развития культуры заполярных горняков.
К заслугам Воркутинского театра надо отнести постановку ряда оперных спектаклей: «Фауст», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Риголетто», «Паяцы», «Чио-Чио-Сан», а также опер русских классиков: «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери».
Кроме того, исполнялись отдельные сцены и акты из опер «Борис Годунов», «Русалка», «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Мазепа», «Князь Игорь» и др. В работе над оперным репертуаром чрезвычайно ярко проявилось дарование В. М. Пясковской, исполнявшей партии Виолетты и Джильды; Н. И. Глебовой, певшей Маргариту и Татьяну; позднее к ним присоединилась А.П. Выгорская — Виолетта и Джильда.
Н. И. Глебовой и В. М. Пясковской были присвоены почетные звания заслуженных артистов Коми АССР.
Большое место в репертуаре музыкально-драматического театра занимала оперетта: на сцене театра было осуществлено более 30 спектаклей, среди которых мы видим произведения классиков — «Дочь Анго», «Мадемуазель Нитуш», «Корневильские колокола», «Цыганский барон» и основные произведения классика оперетты — Имре Кальмана. Около половины репертуара занимают произведения советских авторов — «Свадьба в Малиновке», «На берегу Амура», «Вольный ветер», «Сын клоуна», «11 неизвестных», «Морской узел».
Наконец, переходя к основной работе театра — драматическому репертуару, включившему в себя большое количество пьес русских и иностранных классиков, современной прогрессивной западной драматургии и, как основу всего, пьес современных советских авторов, надо отметить, что традиции постановки советской тематики были заложены еще в работе драмкружка, ставившего пьесы Водопьянова, Корнейчука, братьев Тур и других авторов.
В 1952 г. Воркутинский театр был реорганизован в драматический, а во главе его стал директор и главный режиссер заслуженный артист УССР Н. Г. Гайдаров, ныне народный артист Коми АССР, вложивший немало труда и усилий для дела подъема театральной культуры и актерского мастерства в Заполярье.
За 15 лет существования Воркутинский театр осуществил на своей сцене постановки западных классиков: «Плутни Скопена», «Слуга двух господ», «Хозяйка гостиницы», «Анджело», «Мария Тюдор», «Мачеха», «Коварство и любовь» и «Мария Стюарт», пьесы испанских классиков Кальдерона и Лопе де Вега. Из современной прогрессивной западной драматургии были поставлены пьесы Пристли и Драйзера, Д’Юссо, Роже Вайяна, Нушича и других авторов.
Самое значительное место в репертуаре театра занимали пьесы русской классической и советской драматургии. Были поставлены «Ревизор», «Анна Каренина», «Два брата», «Дворянское гнездо», «Мастерица варить кашу», «Грушенька», «Свадьба Кречинского», ряд пьес А. Н. Островского — «Гроза», «Бесприданница», «Волки и овцы», «Без вины виноватые», «Бешеные деньги», «Последняя жертва» и пьесы М. Горького — «Мещане», «Егор Булычев и другие», «Васса Железнова». В лице воркутинского коллектива эти спектакли нашли достойных исполнителей.
Советская тематика включила в себя все наиболее яркие и актуальные пьесы, на которых совершенствовалось мастерство актеров. К 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции была поставлена пьеса Н. Погодина «Кремлевские куранты», где впервые на воркутинской сцене был показан образ В.И. Ленина. Этот спектакль вошел в репертуар театра.
Укрепление репертуара и состава труппы дало возможность театру выехать на гастроли. Первый выезд ограничился пределами Коми республики и включил такие города, как Инта, Ухта, Печора, Сосногорск, Котлас, Сыктывкар и ряд железнодорожных поселков по Печорской магистрали.
Следующий выезд театра был связан с социалистическим соревнованием двух угольных бассейнов — Печорского и Кизеловского. Помимо Кизела, театр выезжал в Губаху, Березники. Затем театр выезжал в Псков, Великие Луки, Полоцк и другие города. Всюду театр принимали очень хорошо, а его спектакли имели большой успех.
Чтобы удовлетворить запросы родителей и самых юных заполярников, театр осуществил несколько спектаклей для детей — «Аленький цветочек», «Два клена», «Снежная королева», китайскую сказку «Туфелька Дин» и др.
Артисты и режиссеры оказывают помощь художественной самодеятельности города и поселков. Они руководят кружками, проводят лекции и консультации по вопросам театрального искусства.
Правительство Коми АССР высоко оценило работу как Воркутинского театра в целом, так и отдельных членов его коллектива. В разное время артистам театра Н. И. Быкову, Н. Д. Фомину, Н. А. Гаргановой, А. Л. Дамье, А. Н. Курант, Г. С. Воробьеву и А. А. Кононову было присвоено почетное звание заслуженных артистов Коми АССР.
Такая высокая оценка работы театра, естественно, еще выше подняла в актерах требовательность к себе и ответственность перед зрителем.

Опубликовано 27.03.2023 URL: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_11761

Источник: Печорский угольный бассейн / редкол. : Б.Л. Афанасьев [и др.]. – Ленинград : Лениздат, 1959. – С. 563 – 566.

Фото: Мельников А.В. Станковая графика «Воркутинский драматический театр. Из серии «Воркута. Страницы биографии».»Период создания: 1988 г. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Национальная галерея Республики Коми». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=33680658

Бендель Петр Эмильевич.  Эскиз декорации. Первый акт. В замке. «Мария Стюарт». Воркута, Государственный драматический театр. Период создания: До 16 января 1953 г. Местонахождение: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=32540436

#Воркута #79_лет_Воркуте #День_в_истории_города #События_и_люди

Смотрите также

Руководитель комбината Воркутуголь

120 лет со дня рождения Алексея Демьяновича Кухтикова (27.02.1904 – март 1985) – политического работника, …

Добавить комментарий

Войти с помощью: