«Буран» в Воркуте

50 лет назад (15.04.1974) в Воркуте завершился пробег на снегоходах «Буран» Рыбинск – Нарьян-Мар – Воркута.

Из статьи В. Иванова, специальный корр. «Правды», участника экспедиции:  «15 апреля жители Вор­куты стали свидетелями не­обычного зрелища: по улицам города прошла колонна машин с санны­ми прицепами. Это участ­ники пробега, организован­ного Рыбинским ордена Ленина моторостроитель­ным заводом совместно с журналом «За рулем», посвященного XVII съезду ВЛКСМ, провели снегохо­ды «Буран» к памятнику В. И. Ленину на площади Мира.

В Воркуте уже знакомы с этим новым для нашей страны транспортным средством, большая часть из 1000 серийных машин, выпущенных Рыбинским моторостроительным заво­дом в 1973 году, была приобретена горняками Заполярья. И, поскольку, опыт эксплуатации снего­ходов в нашей стране еще не был накоплен, немало поступило на завод наре­каний и предложений по улучшению конструкции отдельных узлов. Многие замечания были учтены заводом, и снегоходы вы­пуска 1974 года выгодно отличаются от своих пред­шественников своими каче­ством и надежностью.

Во всяком случае, мы прошли около 3000 кило­метров сложнейшего пу­ти по бездорожью, глухо­мани, тайге, глубоким сне­гам Архангельской обла­сти и застругам Большеземельской тундры и на всех снегоходах нет каких- либо серьезных поломок. Только перед самой Воркутой вышли из строя рес­соры на двух снегоходах: сказалась безостановочная, напряженная гонка машин, которые шли на высоких скоростях с тяжелыми 250—300 килограммовыми прицепами по ухабам, валкам и горам.

Мы спешили: в Воло­годской и Архангельской областях нас нагоняла ран­няя весна. В совершенно ненаселенной местности Мезенской Тайболы, в тай­ге, где снежный покров достигает 1,5—2 метров, на нас хлынул дождь. И не столько было досадно, что он насквозь промочил одежду, сколько обидно, что мощные машины то­нут в размокшем, распол­зающемся снегу, и налип­ший на полозья снег не дает саням скользить по поверхности, на подъемах тормозит движение снего­ходов.

Мы наводили переправы через вскрывающиеся реч­ки и ручьи, утопая по грудь в снегу, вытаскивали машины на ровное место и пробивались, пробива­лись вперед.

Только когда вышли за Полярный круг перед Нарьян-Маром порадовал нас легкий морозец.

Не знаю, как оценить, что труднее: переход ли по тайге или пробег через тундру от Нарьян-Мара до Воркуты. 600-километровый путь мы покрыли за 4 дня и эти дни были серьезным испытанием для машин и людей. Многие из нас зна­ют, что в тундре надо ис­пользовать каждую безоб­лачную минуту. В составе группы испытателей шли опытнее спортсмены, ма­стера спорта по зимнему туризму. Не раз знакоми­лись они с жестокой за­полярной пургой и опыт подсказывал: пока её нет, надо идти, как бы тяжело не было.

Тряска по жестоким, об­леденелым застругам вы­матывала силы людей и машин. Сбавить скорость — означало застрять на день-два тундре. За это вре­мя, предостерегали си­ноптики в Нарьян-Маре, может из Скандинавии на­грянуть циклон, запуржит и придется пережидать. Сколько — неизвестно.

Умение, приобретенное нами за время пробега, воля к достижению цели привели к тому, что нам сопутствовала удача. Без­облачные, солнечные дни стояли во время пере­хода по Большеземельской тундре. Зато к ночи тер­мометр показывал до 39 градусов ниже нуля. А но­чевать нам приходилось в палатках, готовить пищу на примусах.

Пробег Рыбинск–Нарь­ян-Мар–Воркута завер­шен успешно. Этот пере­ход дал неоценимые мате­риалы для совершенство­вания снегоходов «Буран» заводским конструкторам и инженерам, которые шли в составе группы ис­пытателей. И хотя все ма­шины в целом доказали свои хорошие качества, высокую надежность и проходимость в самых раз­личных условиях снежного бездорожья, немало новых идей родилось у конст­рукторов во время пробе­га. Идей, которые позво­лят сделать снегоходы бо­лее совершенными.

От имени всех участни­ков пробега приношу глу­бокую благодарность за теплую встречу, организо­ванную Воркутинским гор­комом КПСС и горкомом ВЛКСМ на нашем финише. Мы надеемся, что снего­ходы «Буран» помогут жи­телям Заполярья в их трудной работе по освое­нию богатств Крайнего Севера нашей страны». Заполярье. 1974. 18 апр.

Источник: Иванов, В. «Буран» пришел в Воркуту / В. Иванов // Заполярье. – 1974. – 18 апреля. – С. 4.

Фото: 4035210 — Пробег «Рыбинск — Воркута» снегоходов «Буран». Общий вид на лес, дорогу, по которой едет «Буран». Фотография. Период создания:1973 г.

Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=42126347

4035212 — Пробег «Рыбинск — Воркута» снегоходов «Буран». Группа участников пробега во время отдыха. Фотография. Период создания:1973 г.

Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник»https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=42126419

4035214 — Пробег «Рыбинск — Воркута» снегоходов «Буран». Группа участников пробега стоят во весь рост. Фотография. Период создания:1973 г. Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=42126371

4035220 — Снегоходы «Буран» во время пробега по маршруту «Рыбинск — Нарьян-Мар — Воркута». Фотография. Период создания:1973 г. Местонахождение: Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=42126310

#Воркута #80_лет_Воркуте #День_в_истории_города #События_и_люди

Смотрите также

Событие: Алексей Николаевич Косыгин в Воркуте

21 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Алексея Николаевича Косы́гина (8 [21].02 1904— 1812.1980) …

Добавить комментарий

Войти с помощью: