Первый уголь

1 июля 1932 года является датой закладки в Печорском бассейне разведочно-эксплуатационной шахты № 1, а 20 октября этого же года — шахты № 2. (В 1935 году после реконструкции разведочно- эксплуатационная шахта №1 /2 была преобразована в эксплуатационную шахту №8. Проектная мощность предполагала рост добычи угля к 1942 году до 500 тыс. тонн).

Пройденными выработками уже было установлено, что на наклонную глубину до 100 м оба вскрываемые шахтами пласта угля — «Первый» и «Четвертый» имеют хорошо выдержанную мощность и спокойное залегание. Вечная мерзлота распространялась на большую глубину, шахты еще не вышли из этой зоны и поэтому были сухими. Наносы, залегающие над коренными породами, по своей мощности и строению не представляли особых трудностей при проходке стволов.

Всё это говорило о том, что Воркутское угольное месторождение весьма благоприятно для разработки.

Сейчас очень трудно в подробностях восстановить историю строительства и первых лет эксплуатации шахты, но даже то немногое, что сохранилось в документах и в памяти старожилов, позволяет представить картину поистине героического труда строителей и горняков.

Первое оборудование для строительства шахты было доставлено на берег Воркуты с реки Оби через Уральский хребет. Никаких дорог тогда не было, поэтому нетрудно догадаться, каких трудов это стоило. Тем же путем доставлялись рельсы и оборудование для узкоколейной железной дороги.

В дальнейшем строительные материалы, необходимая техника, продукты питания и сами люди прибывали через Архангельск, Нарьян-Мар, затем по Печоре, Усе и порожистой Воркуте, которая была проходима для барж только в пору паводка. Зимой сообщение осуществлялось самолетами через Нарьян-Мар или санным путем по Печоре Вдоль Усы и Печоры через каждые 30 км содержались небольшие стоянки, на которых имелись лошади.

В исключительно тяжелых полярных условиях трудился на руднике коллектив специалистов — основателей первых шахт на Воркуте: И. Ф. Сидоркин, И. С. Абрамов, С. В. Дураков, П. В. Лебедев, И.Г. Лебедева.

Они руководили горными работами и обучали людей шахтерскому делу. Единственными механизмами, которыми были оснащены шахты, служили старые маломощные подъемные паровые лебедки, получавшие питание от пяти вертикальных котлов Шухова.

До 1935 г. на шахте не было электроэнергии. Подъемная машина работала на паре, а все горные работы велись вручную: зарубка обушком, бурение шпуров производилось при помощи коловорота и кувалды, и только в 1937 г. появились пневматические бурильные молотки. Уголь из лавы доставлялся по неподвижным рештакам ручными скребками, насаженными на длинные рукоятки. До 1940 г. когда в шахту были спущены первые лошади, откатка угля и породы от забоев до ствола тоже производилась вручную. Добыча угля велась только зимой.

Снабжение первой на Воркуте шахты материалами и оборудованием осуществлялось водным путем до пристани Воркута-Вом по реке Усе. От Рудника до Воркуты-Вом была проложена узкоколейная железная дорога. Состав поезда обычно состоял из 8, а при двойной тяге — из 16 платформ. Расстояние от Рудника до Воркуты-Вом в 64 км поезд преодолевал за 8-10 часов.

Путь этот не был достаточно надежным. Летом, после оттаивания тундры, железнодорожное полотно оседало и целыми участками проваливалось в трясину. Зимой путь часто заносило снегом.

Во время короткой весенней навигации на Рудник завозились техника, материалы и продовольствие на весь год. Все наличные люди, в том числе и шахтеры, перебрасывались на Воркуту-Вом для разгрузки барж.

В навигацию 1935 г. Рудник получил первый локомобиль с электрогенератором и необходимой аппаратурой В короткие сроки был составлен проект электростанции, построено деревянное рубленое здание на берегу реки и произведен монтаж оборудования.

Шахта получила электроэнергию, заработали насосы и бурилки, в поселке загорелись электрические лампочки.

Первый план по добыче угля в количестве 100 тыс. т шахта получила на 1935 г. Эта задача многим на Руднике казалась невыполнимой: очистной фронт отсутствовал, поверхность не была оборудована, механизмами шахта была оснащена плохо, не было квалифицированных кадров, не изучены геологические условия и не решены вопросы системы разработок и управления кровлей.

Но борьба за уголь началась. Шахта изо дня в день наращивала темпы В ноябре уже стало ясно, что победа близка и будет одержана.

И вот в канун Нового года над Рудником раздались продолжительные торжественные гудки, возвещая о том, что задание Родины перевыполнено — шахтеры Воркуты в 1935 г. дали стране первые 104 тыс. тонн угля.

За годы войны шахта №8 дала Родине около 1,5 млн. тонн угля.

Шахта № 8 закончила отработку запасов и была погашена в 1960 году. За 25 лет эксплуатации она дала стране более 7 млн. тонн топлива.

Опубликовано 05.07.2022 URL: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_10203

Источник: Вундер Я.Я. «Вид на поселок Рудник. Видно террикон, шахта № 8 и ТЭЦ-1». Период создания: Январь, 1961 г. Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр».

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30770750

Печорский угольный бассейн : [Сб. статей] / комбинат «Воркутуголь»; редкол.: Б.Л. Афанасьев [и др.]. – Ленинград: Лениздат. – С. 301: фот.

Книга памяти. Воркутауголь : [Горнякам, погибшим на производстве на угольных предприятиях Воркуты, посвящается] / ОАО «Воркутауголь». – СПб: Морсар АВ, 2006. – Т. 1: 1934 – 1954 / [ред.: А.И. Вовк]. – С. 19: фот.

#Воркута #78_лет_Воркуте #День_в_истории_города #События_и_люди

Смотрите также

Руководитель комбината Воркутуголь

120 лет со дня рождения Алексея Демьяновича Кухтикова (27.02.1904 – март 1985) – политического работника, …

Добавить комментарий

Войти с помощью: