ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МИХАИЛ НИКИШИН

Михаила Дмитриевича Никишина своим Героем Воркута считает наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Шатурой, Сыктывкаром, Ухтой, Воропино.

Михаил Никишин родился 25 октября 1907 года в деревне Воропино, ныне Шатурского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил три класса школы в селе Архангельском (сейчас село Пышлицы).

Кстати, школа уникальна – в 2015 году исполнится 152 года со дня первого упоминания в архивных документах о ее открытии. И это единственная школа в России, из стен которой вышли три Героя Советского Союз, все – лётчики: Николай Павлович Кочетков (с 2009 года школа носит его имя), Михаил Дмитриевич Никишин, Александр Петрович Савушкин.

После 1917 года М. Никишину в школе учиться не довелось – началась революция, а с ней голод, разруха. На семью обрушиваются несчастья: в 1924 году сгорел дом, а через год Михаил становится главой семьи – умирает отец, дали знать раны, полученные в Первой мировой войне. Нужно было помогать матери, младшим брату и сестре.
Сначала Михаил работал в поле, на фабрике. С мечтой об учебе отправляется в Москву. Плотник, рабочий на цементно-известковом заводе, студент строительно-конструкторского техникума – таковы этапы трудовой биографии будущего героя.
В 1933 году по линии райкома партии Никишин направлен в военную авиационную школу города Энгельса. После окончания в 1935 году становится инструктором в Дмитровской авиационной школе при Управлении строитель¬ством канала Москва-Волга.
«В 1938 г. по приказу ОК НКВД СССР был направлен на работу на Крайний Север на строительство железной дороги Котлас-Воркута Севжелдорлаг НКВД СССР на должность командира авиаотряда, где и работал (летал) по сентябрь 1941 г…», – пишет М.Д. Никишин в своей автобиографии.
Авиаотряд располагался сначала в Княжпогосте, а с уходом железной дороги на северо-восток переместился в быстро растущую промышленную Ухту. Здесь семью Никишиных и застала война.

Уже с сентября 1941 года М.Д. Никишин – на фронтах Великой Отечественной. Несколько месяцев его держали на хозяйственных трассах: полеты в осажденный Ленинград, перевозка боеприпасов и топлива для передовой на бипланах По-2 или Р-5.
Осенью 1942 года Никишин оказывается на одном аэродроме с Учебно-тренировочным авиационным полком только что созданной 14-й воздушной армии Волховского фронта. Ему удается убедить руководство, и его направляют на обучение полетам на самолете-штурмовике. Давнюю мечту стать летчиком-истребителем пришлось забыть.
Михаила Дмитриевича направили в 448-й штурмовой авиационный полк 14-й воздушной армии на должность заместителя командира авиаэскадрильи.
С сентября 1942 г. начинается новый этап его военной карьеры – полеты на штурмовиках ИЛ-2, вооруженных реактивными снарядами. Эти самолеты были особенно популярны в пехоте, потому что работали непосредственно для нее: вместе шли в атаку, прокладывая ей путь. Никишина знали и командиры, и бойцы, его эскадрилью заказывали для поддержки войск. После войны в архивах рейха найдут «Дело Никишина». За него была назначена именная премия, от его ударов рекомендовалось «укрываться поглубже».
Вот сведения из наградного листа на командира авиаэскадрильи 448-го авиационного штурмового авиационного Нарвского полка штурмовой авиационной дивизии старщего лейтенанта М.Д Никишина:
«…В Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует: Волховский фронт — с сентября 1941 г. по февраль 1944 г., Ленинградский фронт — с февраля 1944 г. по апрель 1944 г., 3-й Прибалтийский фронт — с апреля 1944 г. по июль 1944 г., Ленинградский фронт — с июня 1944 г.
За период пребывания на фронтах старший лейтенант Никишин совершил 214 вылетов по спец. заданию на самолетах ПО-2, Р-5 и в составе полка за период с 23 апреля 1943 г. по 25 сентября 1944 г. 87 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество ст. лейтенант Никишин награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, медалью «За оборону Ленинграда».
Работая с 23 августа 1944 г. командиром эскадрильи, навел четкий порядок, организованность и железную воинскую дисциплину среди подчиненных. В боевых действиях полка по освобождению от немецких захватчиков Советской Эстонии эскадрилья ст. лейтенанта Никишина по боевой работе заняла первое место в полку. За этот период летным составом авиаэскадрильи произведено 47 эффективных боевых вылетов, не имея при этом ни одной боевой и небоевой потери. Летный состав, следуя примеру командира, героически сражается над полем боя, делая по 4—5 заходов на цель.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фрон¬те борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, за высокую организованность, четкий порядок, и железную воинскую дисциплину в эскадрилье, за умелое и мужественное руководство боевыми действиями групп самолетов над целью, ходатайствую о представлении старшего лейтенанта Никишина к высшей правительственной награде — званию «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 г. М.Д. Никишину было присвоено звание Героя Советского Союза.

1945 год Михаил Никишин встретил уже капитаном ВВС.

С 1946 года майор Никишин – в отставке

В 1948 г. окончил школу высшей летной подготовки ГВФ. Его вновь приглашают перебраться в Ухту. Однако семья уже окончательно решила обосноваться в Москве. Но… еще более 8 лет сам Никишин летал по заданиям строителей новых городов – Ухты, Воркуты и Норильска, стал пилотом-инспектором на северных трассах, делился опытом с молодыми летчиками. Север не отпускал! Ухткомбинат, Норильск (в 1953 г. выйдя на пенсию, продолжал работать в Московской конторе Норильского горно-металлургического комбината в должности инженера по транспорту) и Полярная авиация посодействовали ему в получении квартиры в престижной высотке на Котельнической набережной в Москве.

В 1954 г. Никишин по состоянию здоровья освобожден от полетов. Однако «дядя Миша», – так его звали за сохранившийся задор и тягу к жизни, продолжал оказывать помощь сослуживцам по ухтинскому авиаотряду, который был расформирован в 1953 году, в поисках работы, а их семьям решить житейские проблемы. Звание Героя помогало, как отказать такому заслуженному человеку!

Михаил Дмитриевич был одним из инициаторов сбора однополчан в сквере возле Большого театра в День Победы, 9 мая: чувство воинского братства придавало новые силы и надежды надолго…

Жизнь Героя Советского Союза Михаила Дмитриевича оборвалась 29 декабря 1982 года: вернулся с работы, прилег и умер. М.Д. Никишин похоронен на московском Кунцевском кладбище. В Сыктывкаре на Аллее Славы помещен барельеф героя.

А воркутинское небо помнит шум двигателей самолета летчика Никишина…

Опубликовано 30.04.2020 Режим доступа: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_5158.

Источники:

Зайцева, О. Воркутинское небо Михаила Никишина [Текст] / О. Зайцева // Республика – Воркута. –  2015. – 13 марта. – С. 15 : фото.

Никишин, М.Д. Автобиография [Текст] / М.Д. Никишин // Архив МБУК «ЦБС».

Фото:

Памятник Героям Советского Союза:

Кочеткову Н.П., Никишину М.Д. и Савушкину А.П. на площади перед Пышлицкой средней школой (скульптор В.М. Рещиков). Установлен в 2012 г. Фото предоставлено Чистяковым Н.Д., заслуженным краеведом России, инициатором возведения памятника.

Стела в честь М.Д. Никишина в ансамбле мемориального комплекса в честь шатурян – Героев Советского Союза, открытого 8 мая 1985 г. Фото предоставлено Н.Д. Чистяковым, заслуженным краеведом России. г. Шатура, 9 мая 2015 года.

Барельеф М.Д. Никишина. Мемориал «Вечная слава», г. Сыктывкар.  Апрель 2015 года. Фото из архива  МБУК «ЦБС».

Смотрите также

Творчество

30 лет (19.03.1994) открылась выставка «Михаил Терентьев и его ученики», которая была обозначена как первая …

Добавить комментарий

Войти с помощью: