Из рода Данзасов

8 февраля 1837 года, 185 лет назад, состоялась дуэль А. С. Пушкина и Жоржа Дантеса. Секундантом Пушкина был его товарищ по лицею Константин Карлович Данзас.

В Воркуте в 50-х гг. отбывал наказание Пьер (Петр Яковлевич) Данзас — один из потомков рода Данзасов.

«Уже сгорел старенький уютный Воркутинский театр — главный символ культуры 40-50 годов. Уже вводился в эксплуатацию новый Дворец культуры шахтеров и строителей — главное детище архитектора Всеволода Николаевича Лунева. Уже Пьер Данзас покинул Воркуту и уехал в свой родной Париж…», — так начинается письмо художника Константина Петровича Иванова, работавшего в то время в театре, в воркутинский краеведческий музей.

Пьер Данзас родился 15.10.1909 в Санкт-Петербурге , в 1919 году вместе с отцом попал в эмиграцию. В 1920 году Данзасы переехали на прежнюю свою родину – в Париж. Поступив здесь в школу, одиннадцатилетний Данзас оказался за одной партой с внуком Дантеса – Жаном.

Окончил Сорбонну. Во время Второй мировой войны Данзас служил во французской армии, в кавалерийском полку. После ранения работал пожарником, грузчиком.

В 1941–1942 гг. был переводчиком в лагере русских военнопленных, строивших укрепления на английских островах. Позднее попал в Германию, а затем в Ленинград. Псков, станция Дно, служба переводчиком в военной комендатуре у немцев. После ухода немцев остался в г. Дно со староверами, затем переправился в Латвию, там ухаживал за ранеными немцами, с которыми должен был отплыть морем в Швецию, но был задержан русским морским патрулем и вынужден был сдаться советским войскам.

12 июля 1945 г. приговорен военным трибуналом 6-й Гвардейской Армии по ст. 58-2 (сношение в контрреволюционных целях с иностранным государством) УК РСФСР к 8 годам ИТЛ.

В Воркуту прибыл 21 октября 1952 года из УКГБ Великолукской области. Освобожден 08.07.1953 г. После отбытия срока наказания в соответствии с приказом МВД и Прокуратуры СССР от 116.03.1948 определен в ссылку октября на поселение в г. Воркуту. 10.12.1955 г. по амнистии от ссылки на поселении освобожден. https://arch2.iofe.center/person/41593

В Воркуте Данзас работал вольнонаемным извозчиком в конюшне при драматическом театре. Позже родственники выхлопотали разрешение на выезд во Францию. В начале 60-х гг. Данзас вернулся во Францию. Женился. Родились две дочери. Учитывая прекрасное знание русского языка, его откомандировали в Москву, аккредитовав при ТАСС. Был журналистом и одновременно ведущим французской редакции союзного радио.

В Советском Союзе Петр Яковлевич Данзас работал пятнадцать лет. Объехал все места, связанные с Пушкиным. Умер в Париже 17 марта 2004 года.

Из воспоминаний художника Константина Петровича Иванова, работавшего в театре вместе с Данзасом:

«Называли его то Пьером, то Петром, то французом, а женщины еще и Данзасиком. Этот двухметровый потомок известной в Pоссии фамилии был еще и дальним родственником генерала Де Голля.

…Мне никогда не хватало времени. Поэтому на работу в театр приходил раньше всех. Но меня всегда опережал француз. Методично не спеша расчищал он от снежных заносов подходы к театру. При встрече со мной широко улыбался, выставляя напоказ железные зубы, а с большого носа в это же время стекала очередная капля пота.

— Маэстро Иванов! Рад приветствовать вас в это чудесное утро.

В глазах дворника светились искренность и доброжелательность.

Данзас был очень скромным человеком. Хотя любил и богему. Иногда с особым удовольствием выпивал стаканчик вина. В свободное от основной работы время его можно было встретить в театральном партере, где он не первый раз смотрел какой-нибудь спектакль. В его жилах текла русская кровь, он без акцента говорил по-русски. Рассказывали, что во время немецкой оккупации Данзас участвовал во французском сопротивлении, воевал в Алжире. Для меня же француз олицетворял старательного человека, работягу, каких было немало в многонациональной Воркуте. Но однажды он меня поразил.

Театр готовил очередную премьеру. Среди прочих реквизитов для спектакля был необходим и глобус. Сделал его бутафор театра Иван Иванович Аман. Это был вертящийся на ножке шар диаметром 20 см, загрунтованный белой краской, но не расписанный. Иван Иванович опасался за роспись, поэтому это доверили сделать мне.

Конечно, проще было бы купить настоящий глобус, но, увы, в магазинах их не было. Чтобы спасти положение, я обложился географическими картами, прочертил экватор, параллели, меридианы. За соседним столом сидели француз Данзас и немец Аман и со смаком хлебали чай.

За чаем они всегда находили общую тему для беседы. Затем Пьер неожиданно встал и вежливо предложил мне свои услуги.

Вставил свое слово и Иван Иванович.

— Костя! Не боись, дай ему кисть, он тебе запросто весь мир на шаре изобразит.

Данзас начал с того, что сложил и убрал со стола все карты. Затем взял тонкую кисть и, начиная с Северного полюса, артистично стал вычерчивать черной краской контуры островов, материков, морей. И так добрался до самой Антарктиды. Попутно, между прочим, не забывая отмечать и столицы государств, центры областей и даже районов. И все свои действия сопровождал при этом рассказами, кто где живет, что растет и плавает. Передо мной оживал земной шар и раскрывался совершенно с неожиданной стороны сам Данзас.

— Пьер! Кто ты есть на самом деле?

— Человек… А география — это мое хобби.

Уже впоследствии я узнал, что в ранней юности Данзас мечтал увидеть весь мир. Но когда понял, что осуществить это не удастся, как Жюль Верн, начал путешествовать по книгам и географическим картам. И в этом преуспел.

Уже к вечеру француз закончил. Глобус выглядел прекрасно. Актеры потом даже пользовались им в качестве настоящего.

А вскоре после этого за Данзасом заехали люди в форме. Предложили срочно собираться и отправляться восвояси. Целый день бегал по городу — оформлял документы, доставал билет до Москвы; в столице, в французском посольстве, его уже ждал билет до Парижа. Перед отлетом он забежал ко мне в мастерскую. Был рассеян, глаза на мокром месте. Просил передать прощальные слова Вундеру, художнику театра, и Гайдарову, главрежу. Обещал писать. Мы обнялись.

Но писем так и не было…» (Г. Трухина. Дым Отечества. 1998.9 апр.)

Опубликовано 08.02.2022. URL: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_9208

Фото: Неизвестный художник

Историческая картина. Дуэль А.С. Пушкина с Дантесом. Период создания:1928 (?). Дерево, масло. 47,02 х 67,5. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей А.С. Пушкина». URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=28388130

https://www.geni.com/people/Петр-Данзас/6000000025295887538

https://arch2.iofe.center/person/41593

#Воркута #78_лет_Воркуте #День_в_истории_города #События_и_люди

Смотрите также

Творчество

30 лет (19.03.1994) открылась выставка «Михаил Терентьев и его ученики», которая была обозначена как первая …

Добавить комментарий

Войти с помощью: