О. Хмара «Наречье русских зим»

Хмара О. Наречье русских зим: [Текст] : стихи. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2016. – 176 с.

Новый сборник стихов воркутинского поэта, члена Союза писателей России О. Хмара «…посвящает писателю Дмитрию Васильевичу Стахорскому: учителю, другу, наставнику».

«Скрипи, перо, слагай литературу…»

Сборник стихов русского поэта Ольги Хмара «Наречье русских зим» рискует пройти незамеченным мимо широкой публики: время располагает, чтение в опале, да и тираж больно мал.

А замечать есть что.

В нём почти не звучит тема чувственной любви, свойственная её перу, — лирика автора давно перешагнула порог бесшабашных грёз и отчаянных печалей.

Перо заговорило на другом, хлёстком и бескомпромиссном языке. Языке гражданина великой, но поруганной страны. Яростный протест против уничтожения самой непокорной страны — России, проходит сквозь всю книгу, в циклах стихов и в отдельных произведениях. Протест против попустительства правителей, беспамятства, бессилия, в конце концов. И этот протест даже не пытается укрыться за инстинктом самосохранения:

И дойдя до ручки и до края, —

Через водку, войны, воровство, —

Титульная нация сдыхает

Под забором дома своего…

или —

Каждый лишний и ничей.

Соучастник тихой тризны.

Слишком много сволочей

На хребте моей Отчизны…

И другие, новые, необычные ноты зазвучали в её поэтической палитре, такие, как трагедия славянства, подмена русской веры христиано-иудейской… Засилье иноплеменных ценностей, поражающее душу, предательство своих национальных корней, — вот те горизонты, куда устремлён взгляд поэта. Ольга Хмара добросовестно пытается осмыслить глубину хорошо срежиссированного беспамятства славян. Цикл её стихов «Русские богородицы» — несомненный бунт, но не призыв отречься от ортодоксальной религии и вернуться к поклонению богам Древней Руси. Нет, она пытается найти, прежде всего, свою дорогу к истокам русской души, её святости и непостижимой мудрости. Защитить право человека на исконную, глубинную память.

По-прежнему автор не изменяет себе, когда начинают звучать стихи гражданской тематики. Среда обитания дарит тонкому слуху много горького, ранящего материала для творчества. И это — не поделки на потребу дня, отнюдь. Я, в прошлом шахтёр, хорошо и давно знаю Ольгу Хмара (нас породнило Воркутинское литературное объединение «Сполохи», а главное, пять лет учёбы в Литературном институте имени Горького), и понимаю, чем продиктованы такие, допустим, строки:

Не спас — ни фимиам кадил,

Ни образок…

…На поминальный стол клади

Свой тормозок.

Вина не пьющий, Гавриил

Тебе подаст

Ту чашу, что Господь налил

В условный час…

Осваивай шахтёрский рай

Под бабий вой

И понемногу привыкай,

Что — неживой…

Поэту дано видеть суть вещей. Именно он, поэт, наделён правом тревожить людские души, обращаться к человеку и эпохе без посредников. Ольга Хмара совсем неплохо реализует этот шанс.

По прочтении сборника кто-то будет аплодировать автору, многие, верные стародавней традиции: «…не моги покушаться на устои!..» — наверняка бросят в его огород камни… Но равнодушным не останется никто, это точно. А значит, книжка «Наречье русских зим» — благодатная почва  для раздумий и сомнений, для вопросов и ответов.

Вячеслав Ирин, поэт, музыкант

г. Воркута