Перо, обожженное войной.

2015 год в нашей стране, безусловно, запомниться празднованием 70-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и проводимыми в городах и весях России мероприятиями Года литературы. В воображаемом пересечении этих двух событий, как мне кажется, стоят поэты и писатели военной поры.

Особой группой среди них выделяются те, кто не дожил до победы, попав уже в не воображаемое, но настоящее перекрестие прицелов вражеских солдат. На память сразу приходят имена Аркадия Гайдара и Муссы Джалиля, судьбы которых разительно отличались друг от друга, но литературная и воинская слава каждого из которых, бесконечно спорили между собой. Но были десятки и сотни других поэтов и писателей.

Их светлой памяти, навсегда прировнявших между собой меч и перо, посвящен этот рассказ.

И первым в этом мартирологе стоит имя пролетарского эстонского  писателя Йоханнеса Лауристина (1899-1941). С юных лет включившись в революционную борьбу, ему не раз пришлось побывать в тюрьме. Именно там Лауристин создал свои главные произведения – романы «Ниспровергатели» и «Республика». Первый был тайно передан из Эстонии в Советский Союз, где и был опубликован в 1929 году. Йоханнес все же был больше революционером, нежели писателем, поэтому после присоединения в июне 1940 года Эстонии к СССР, он стал председателем созданного Совета народных комиссаров Эстонской Советской Социалистической Республики, секретарем ЦК Коммунистической партии Эстонии. Погиб Лауристин 28 августа 1941 года во время эвакуации из Таллина на подорвавшемся на мине эсминце «Володарский».

20 сентября 1941 года в бою погиб советский прозаик и кинодраматург Юрий Соломонович Крымов. Творческая звезда Крымова засияла после публикации в 1938 году его повести «Танкер «Дербент» и экранизации произведения, которую выполнил коллектив Одесской киностудии. Премьера фильма состоялась за две недели до начала войны – 9 июня 1941 года. Название повести и имя этого судна, можно сказать, стало нарицательным, во всяком случае, памятным и в литературе и в кинематографе.

Юрий Соломонович ушёл на фронт добровольцем 26 июня 1941 года. Он был корреспондентом газеты «Советский патриот» 26-й армии Юго-Западного фронта. Солдатам и командирам этого воинского объединения одними из первых пришлось испытать на себе силу фашистской стратегии блицкрига. Силы фронта были окружены и почти полностью разбиты в Киеве.

В одном из авиаударов по столице, ставших, почти каждодневными, к началу октября 1941 года, погиб советский драматург Александр Николаевич Афиногенов (1904-1941).

В 1924 году Александр Николаевич окончил Московский институт журналистики и написал свою первую пьесу. В 1927-1929 годах работал заведующим литературным отделом 1-го Московского рабочего театра Пролеткульта. В начале 1930-х годов он стал одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей. В 1934 году был избран в президиум правления Союза писателей СССР и назначен редактором журнала «Театр и драматургия».

Афиногенов, буквально, как «по лезвию бритвы» прошел через период политических репрессий 1937-1939 годов. Он даже написал себе защитительную речь, которой к счастью не пришлось воспользоваться.  С началом войны Александр Николаевич возглавил литературный отдел Совинформбюро. Во время бомбардировки столицы 29 октября 1941 года Афиногенов погиб в здание ЦК партии, куда попала одна из бомб, сброшенных на город немецкими летчиками.

Блинов Петр Александрович (1913-1942) – удмуртский прозаик, автор, пожалуй, самого популярного в середине XX века удмуртского романа. Он родился и вырос в небольших удмуртских деревеньках. Обучался в Новомултанском педагогическом техникуме. Занимался в самодеятельном театре как актёр и как автор коротких пьес.

Впоследствии, будучи уже журналистом в республиканских газетах «Удмурт коммуна» и «Егит большевик», Блинов накопил материал, который позволил ему обратиться к жанру романа. «Повесть о сироте» – так назвал Петр Блинов свой первый роман. Бывший сирота, беспризорник и строитель поневоле Беломорканала Демьян Буров – главный герой романа.

С первой частью романа в 1939 году ознакомились читатели журнала «Молот». Отдельным изданием книга вышла в 1940-м. Роман и по сей день является одним из самых популярных произведений удмуртской литературы.

После нападения фашистской Германии на СССР Блинов добровольцем ушёл на фронт. Писатели, журналисты и друзья, знавшие Петра Александровича, утверждали, что на фронте им была завершена и вторая часть романа. К сожалению, эта рукопись до настоящего времени считается утерянной. Политрук стрелковой роты Петр Александрович Блинов погиб в районе деревни Павлищево под Смоленском 7 января 1942 года.

8 февраля 1942 года в бою на Смоленщине погиб 22-летний русский поэт Николай Петрович Майоров (1919-1942), вступивший добровольцем в армию в октябре 1941 года.

Майоров родился в семье рабочих. С десяти лет жил в городе Иваново. В 1937 году поступил на исторический факультет Московского государственного университета. С 1939 года одновременно учился в Литературном институте им. М. Горького, занимался в поэтическом семинаре Павла Антокольского.

Несколько его стихотворений опубликовано за время учёбы в газете «Московский университет». Две поэмы, написанные Майоровым в 1939-м и 1940-м годах, не сохранились.

Николай Петрович служил политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Поэт и красный командир Николай Петрович майоров похоронен в братской могиле в селе Карманово Гагаринского района Смоленской области.

Государственные архивы и частные коллекции в России и за рубежом хранят, порой неизвестные, работы ушедших литераторов довоенной поры. Иногда они дарят культурному сообществу неожиданные и дорогие подарки, как было с творчеством Н. Майорова и Е. Червякова.

Евгений Вениаминович Червяков (1899-1942) родился в селе Абдулино Самарской губернии. Учился в мужской гимназии. В 1917 году в составе Красной армии принял участие в нескольких боях. В 1918 году учился на актёрском отделении драматургической школы Уфы и с 1919-го по 1921 год служил в рабочем театре Ейска. В 1924 году переехал в Ленинград, где работал актёром и ассистентом режиссёра «Севзапкино». Одновременно Червяков продолжал учиться и в 1925 году окончил Государственный техникум кинематографии.

С конца 1920-х работал режиссёром, поставил фильмы: «Девушка с далёкой реки» и «Поэт и царь». Эта, совместная с Владимиром Гардиным, работа стала не только первым фильмом о А.С. Пушкине, но и первой советской кинопостановкой на историко-биографическую тематику, открыв новый жанр в отечественном кинематографе.

Начало Великой Отечественной войны застало Евгения Червякова в Ленинграде. Вместе со студией «Ленфильм» он подлежал эвакуации, но написал заявление с просьбой оставить его для участия в защите города. В 1941 году режиссёр выпустил сюжет «У старой няни» для Боевого киносборника №2, а также в качестве актёра снялся в главной роли сюжета «Случай на телеграфе».

В начале осени 1941 года Евгений Червяков ушёл на фронт. Был младшим командиром, помощником командира взвода. С 18 ноября 1941 года обучался на краткосрочных командирских курсах. В декабре 1941 года назначен командиром стрелковой роты 163-го стрелкового полка, 11-й стрелковой дивизии, 54-й армии, ему было присвоено воинское звание – «лейтенант». Евгений Червяков 16 февраля 1942 года в бою получил смертельное ранение в живот, почти как любимый им Александр Сергеевич Пушкин. На следующий день Евгений Червяков скончался.

Второго июля 1942 года погиб военный корреспондент, писатель-сатирик Евгений Петрович Петров (Катаев) (1903-1942).

В довоенное время Евгений Петрович был одним из самых популярных писателей нашей страны. Созданный им, совместно с Ильей Ильфом роман «Двенадцать стульев» был опубликован в 1928 году, сразу же став популярным. Еще до войны по мотивам романа были осуществлены постановки в нескольких европейских странах, включая Германию, Италию и Великобританию. В 1931 году они написали продолжение похождений «великого комбинатора» – роман «Золотой теленок».

Совместно с Ильфом Евгений Петров писал фельетоны для газет «Правда» и «Литературной газеты», журнала «Крокодил». Ими были подготовлены новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска», «Тысяча и один день, или Новая Шахерезада», фантастическую повесть «Светлая личность», сценарии фильмов: «Цирк», «Иван Антонович сердится», «Воздушный извозчик». Итогом, небезопасной в то время, поездки в США стала повесть «Одноэтажная Америка», вышедшая в 1937 году.

В 1937-1939 годах Е.П. Петров входил в редакционную коллегию набиравшей популярность «Литературной газеты».  В 1939 году он был награжден орденом Ленина.

Евгений Петрович принимал живое участие в судьбах молодых литераторов. Помог своему старому гимназическому другу Александру Козачинскому покончить со старой преступной жизнью, подтолкнул его к написанию повести «Зеленый фургон», которая выдержала несколько публикаций, была дважды экранизирована в нашей стране.

Самолёт, на котором Е.П. Петров летел в Москву, был сбит немецким истребителем у села Маньково Ростовской области.

23 сентября 1942 года в разведке под Новороссийском погиб поэт Павел Давидович Коган (1918-1942).

В 19361939 годах Коган учился в Московском институте философии, литературы и истории, затем занимался в Литературном институте имени М. Горького. При жизни его работы не публиковались, хотя творчество Когана было популярным в кругу московской литературной молодёжи. В 1940 году с отрывками своего романа в стихах «Владимир Рогов» он познакомил Иосифа Уткина, руководителя объединения молодых поэтов при Союзе писателей СССР. Иосиф Павлович Уткин переживет своего нового друга лишь на два года и также погибнет в годы Великой Отечественной войны.

По состоянию здоровья, а Павел Давидович страдал близорукостью, он мог быть освобожден от военной службы, но добился отправки на фронт. Служил Коган помощником начальника штаба по разведке одного из полков, которые сражались в районе Новороссийска. 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная Голова Коган и возглавляемая им разведгруппа попали в перестрелку, в которой Павел Давидович был убит.

14 ноября 1943 года в бою у деревни Турки-Перевоз, недалеко от города Невеля погиб известный писатель и журналист Владимир Петрович Ставский (Кирпичников) (1900-1943), военный корреспондент газеты «Правда».

После окончания Гражданской войны, активным участником которой был Ставский, с 1924 года, он занимался журналистской и литературной работой, был редактором ростовской газеты «Молот». В 1925 году – инструктор крайкома ВКП(б), с 1926 секретарь Северо-Кавказской ассоциации пролетарских писателей. В1927 году Ставский стал главным редактором ростовского журнала «На подъёме». В 1932 году по поручению ЦК участвовал в организации Союза писателей СССР, с 1936 года – генеральный секретарь Союза писателей страны. В 1937-1941 годах он, кроме этого, трудился главным редактором журнала «Новый мир». В 1937-1939 годах являлся членом редколлегии «Литературной газеты».

Очень напряженные отношения складывались у Ставского со значительной группой писателей страны. Он резко отрицательно относился к творчеству О. Мандельштама. Критиковал Иосифа Прута и Валентина Катаева, поддержавших поэта в эти дни, находил «грубые политические ошибки» во взглядах К.М. Шолохова.

Военный корреспондент Ставский освещал события на Халхин-Голе и на финской войне, где получил тяжёлое ранение. Владимир Петрович – единственный из советских писателей, кто еще до войны был отмечен двумя орденами Красного Знамени и боевым орденом Монгольской республики. С первых дней Великой Отечественной войны на фронте.

«На передовой писатель и журналист вёл себя достойно, да и в личном мужестве ему не откажешь», – вспоминали о Ставском знавшие его командиры. Владимир Петрович Ставский погиб во время вылазки за нейтральную полосу вместе со снайпером Клавдией Ивановой.

Полгода не дожил до победы самобытный и талантливый русский поэт Иосиф Павлович Уткин (1903-1944).

Он родился на станции Хинган, на КВЖД, которую строили его родители. После рождения сына семья вернулась на родину, в город Иркутск, где будущий поэт прожил до 1920 года. В 1919 году во время антиколчаковского восстания в Иркутске, вместе со старшим братом Александром вступил в Рабочую дружину, в которой состоял до установления Советской власти. В начале 1920 года вступил в комсомол, а в мае 1920 года в составе первой добровольческой группы иркутского комсомола выехал на Дальневосточный фронт.

В 1922 году становится репортёром в газете «Власть труда», в которой появляются его первые стихи. Затем работает в молодёжной газете Иркутска «Комсомолия», в губкоме комсомола – секретарём комсомольской газеты. Стоял у истоков зарождения творческого объединения молодых литераторов в Иркутске. В 1924 году по путёвке комсомола, как наиболее способный из молодых журналистов Уткин был послан учиться в Москву в Институт журналистики.

С 1925 года работал в «Комсомольской правде» заведующим литературным отделом. В 1925 году вышла первая книга «Повесть о рыжем Мотэле…» – поэма о переменах, внесённых революцией в жизнь еврейского местечка. Это был первый настоящий успех молодого поэта. После создания Союза писателей СССР руководил объединением молодых поэтов при союзе.

С началом Отечественной войны уходит на фронт. В сентябре 1941 года, в бою под Ельней, Уткин был ранен. Осколком мины – поэту оторвало четыре пальца правой руки. Иосиф Павлович был отправлен на лечение в Ташкент, где, несмотря на ранение, он настойчиво продолжает литературную работу. Менее чем за полгода в Ташкенте им были созданы два сборника фронтовой лирики «Фронтовые стихи» и «Стихи о героях», а также альбом песен, написанных совместно с московскими композиторами.

Летом 1942 года Уткин вновь добился назначения на фронт

в качестве специального корреспондента Совинформбюро, от газет «Правда» и «Известия». Участвовал в боях, совершая большие переходы с солдатами. Писал песни-марши. Летом 1944 года вышел последний сборник произведений Уткина – «О родине, о дружбе, о любви», – маленькая, карманного размера, книжечка, вобравшая в себя лучшее из написанного поэтом.

Возвращаясь из командировки из расположения одного из партизанских отрядов,13 ноября 1944 года И. П. Уткин погиб в авиационной катастрофе.

Природа не терпит пустоты. В случае с нашими героями, даже не знаю, чем она компенсировала их столь ранний уход. Бесконечной ли любовью симоновского «Жди меня» или неистовством его – «Если дорог тебе твой дом…», а может быть сермяжной правдой фронтовых будней в послевоенной прозе В. Быкова, Ю. Бондарева, В. Богомолова, В. Астафьева и тысяч других писателей.

Точно знаю, одно – страна всегда будет в долгу перед недосказанностью пера, обожженного огнем войны, который в какой-то момент великого подвига нашего народа выпал из руки каждого из погибших литераторов.

10.09.2015 г.