«От чистого города — к зеленой планете»

Социологический опрос

«От чистого города – к зеленой планете»

В рамках Республиканской Недели молодежной книги был проведен социологический опрос «От чистого города – к зеленой планете».

В условиях неблагоприятной экологической ситуации в стране и мире проблемы экологического просвещения населения в течение долгого времени неизменно находятся в центре внимания библиотек. В своей работе учреждения МБУК «Централизованная библиотечная система» г. Воркуты (в том числе и Центральная детско-юношеская библиотека) стараются привлечь внимание местного сообщества к экологическим проблемам нашего города и региона, обеспечить доступность экологической информации для населения, принимают активное участие в формировании экологической культуры, разрабатывают программы по экологическому просвещению, проводят экологические акции, в том числе в рамках Республиканской Недели молодежной и юношеской книги. В этой связи, первостепенное значение приобретает непрерывное экологическое образование, просвещение и воспитание всех групп населения, особенно молодежи, так как именно ей принадлежит будущее.

Данное социологическое исследование проходило в рамках Года защиты окружающей среды в Российской Федерации, а также программы МБУК «ЦБС» «Экологическое просвещение и воспитание граждан города Воркуты» и Республиканской Недели молодежной и юношеской книги «Экокультура молодых».

Целью данного исследования являлось формирование экологического сознания и системы нравственных  ценностей, основанных  на  бережном  отношении  к  природе и человеку. Для этого необходимо было определить уровень активности нравственной позиции воркутинской молодежи по отношению к экологической ситуации в городе.

Целевой аудиторией исследования были дети, подростки, молодежь, поэтому готовые анкеты «От чистого города – к зеленой планете»были распространены по школам и другим образовательным учреждениям города Воркуты.

Всего было просмотрено и проанализировано 94 анкеты. В опросе участвовали учащиеся 6-11 классов школ города, Общеобразовательной школы-интерната №1 (ГОШИ «ОШИ ООО №1»), студенты Воркутинского музыкального колледжа (ВМК) иВоркутинского политехнического техникума (ВПТ). Среди них 57 анкет были заполнены учащимися среднего школьного возраста и 37 анкет– школьниками старшего возраста и студентами. Анкетирование проводилось анонимно, чтобы результаты были более достоверными.

Учащимся среднего школьного возраста было предложено меньше вопросов и в более легкой форме изложения. Причем, на общие вопросы для учащихся среднего школьного возраста и старшего возраста ребята отвечали почти стопроцентно, зато на более узкие чаще затруднялись с ответом.

Общие вопросы для учащихся среднего школьного и старшего возраста.

Итак, на вопрос «Всегда ли вы бережете природу вокруг себя?»воркутинские школьники и студенты ответили: «Да» – 77,7% (73 ответа), «Нет» – 22% (20 ответов), без ответа – 1.Эти результаты показывают, что большая часть юношества и молодежи, которые участвовали в опросе, все-таки склоняются беречь природу. Несмотря на это, каждый пятый школьник и студент категорически не считает необходимым каким-либо образом способствовать сохранению природы.

На вопрос «Обращаетесь  ли вы в библиотеки города за литературой по экологии?»«Да» — 23 ответа, «Нет» – 69 ответов, без ответа оставили 2 человека. Причем, если учитывать возраст респондентов, то среди тех, кто обращается в библиотеки, гораздо больше школьников среднего возраста, чем студентов и учащихся старшего школьного возраста. Это говорит о том, что, становясь старше, молодежь все меньше обращается в библиотеки за помощью в экологических (или даже каких-либо других) вопросах, что, без сомнения, отражает общую картину посещаемости библиотек по возрасту.

Отвечая на вопрос о том, для каких целей читающая молодежь использует имеющиеся в библиотеке ресурсы, большинство респондентов, не задумываясь, пишут «для подготовки к занятиям» (17 человек), «для самообразования» — всего 14 человек. Все остальные, к сожалению, не пользуются услугами библиотек для экологических запросов.

На вопрос «Любите ли вы читать книги о природе?»«Да» ответили 28% учащихся (26 отв.), «Нет» – 72% (68 ответов). К сожалению, результаты не обнадеживают. По всей видимости, учащиеся и студенты не любят читать литературу экологического характера.

Во всех анкетах также были вопросы о любимой экологической книге, стихотворении или любимых строках о природе нашего города. Среди произведений о природе ребята называли «Бежин луг» И.С. Тургенева, «Остров в океане» Кл. Гилберта, «Занимательная биология» И.И. Акимушкина,«Куст сирени» Куприна, «Соловьи»А. Фатьянова, а также сборник «100 чудес природы», энциклопедии, экологические сказки и учебное пособие Н.И Сонина «Биология». Любимым стихотворением воркутинского автора о природе стало у одного из отвечающих стихотворение Владимира Геруна «Городу Воркуте» (учащийся Общеобразовательной школы-интерната №1). А вот любимыми строчками одного из студентов музыкального колледжа оказались слова из гимна Воркуты –

«Даже в мороз хмурой зимой,

Сердцем согрет мой город родной».

 Другие респонденты не смогли припомнить каких-либо строк, произведений или стихотворений о нашем городе. Судя по ответам, касающимся экологических книг, поэзии и прозы, можно сделать вывод, что мало кто из подрастающего поколения всерьез увлекается экологической литературой.

Был вопрос «Нравится ли вам смотреть фильмы, передачи, презентации о природе?»«Да» – 70 ответов (74%), «Нет» – 18 ответов (25%), нет ответа, пропуск – 6 (0, 5%). Поскольку молодежь в последнее время компьютеризирована, им нравится больше видеть, чем читать и визуализировать, то большинству учащихся нравится смотреть что-либо о природе и экологии, хотя бы иногда, как они написали.Среди передач по телевидению, которые ребята смотрят, была названа только авторская телевизионная программа «Диалоги о животных».

С вопросом«Как вы считаете, какие в настоящее время существуют экологические проблемы в нашем городе?»справились практически все респонденты. Видимо, этот вопрос волнует многих молодых жителей нашего города. Только двое учащихся оставили без внимания этот вопрос, абсолютно на него не ответив (Без ответа – 2 чел.) Большинство же, а это 92 человека, написали о загрязнении окружающей среды в городе. Многие из опрошенных свой ответ уточняли, указывая на конкретную загрязненность. Поэтому в ответах значились загрязнение воздуха, воды, почвы, в частности, отходами шахт и выбросами угольной пыли в атмосферу.Особенно учащихся волновал вопрос замусоренности нашего города. Были и странные ответы. Например, к экологическим проблемам отнесли проблему наркомании и алкоголизма.

На вопрос «Что вы можете сделать для экологического благополучия Воркуты?» ответы были разные, в основном, писали, что не мусорят на улицах (49 ответов). Ничего не ответили 12 человек, а 7 респондентов написали, что ничего не могут сделать для благополучия Воркуты. 3 ответа были с кардинальными мерами — «Уехать!», один ответ даже кажется экстремистским –«Взорвать все шахты, ТЭЦ и машины» — хоть он и отражает все то, от чего действительно страдает экология Воркуты. Много было и довольно конструктивных единичных ответов. Например, ребята предлагали участвовать в субботниках по уборке мусора, сажать деревья и цветы, экономить воду, работать в «экологическом » патруле, собирать экологические митинги, призывающие к защите и охране окружающей среды, меньше пользоваться транспортными средствами и т.д.

В анкетах для ребят среднего школьного возраста и анкетах для студентов со старшеклассниками два вопроса отличались друг от друга.

Так, в анкетах для респондентов старшего возраста (37 человек) были следующие вопросы: «Назовите, с вашей точки зрения, экологически неблагополучные места (районы) нашего города»и «Как вы считаете, какие промышленные предприятия наносят урон экологии города?»

К экологически неблагополучным местам молодые люди нашего города, по большей части, отнесли окружение шахт Воркуты и их прилегающие территории (8 ответов), Шахтерский (второй) район (7 ответов) и центр города (5 ответов). Среди других неблагополучных мест числились в ответах также поселки (Воргашор, Комсомольский, Северный), микрорайон Рудник, река Воркута, окраины и улицы города (Димитрова, Ленина, Некрасова) и т.д. Интересно, что 5 человек посчитали весь город экологически неблагополучным местом, а двое оставили вопрос без ответа.

Отвечая на вопрос о промышленных предприятиях, наносящих урон экологии города, почти вся молодежь была единогласна во мнении, что к таким промышленным предприятиям относятся шахты (21 ответ из 37). Также респонденты перечислили другие предприятия: ТЭЦ, ЦВК, ВМЗ, ЦОФ, Воркутинский хладокомбинат. 6 человек не ответили на поставленный вопрос.

Учащимся среднего школьного возраста (57 человек) было предложено ответить на следующие вопросы: «Какие природные памятники Воркуты и Воркутинского района ты знаешь?» и «Каких животных, птиц, растения Воркутинского района, занесенных в Красную книгу Республики Коми, ты знаешь?»

На первый вопрос затруднились ответить только 13 человек. Все остальные участники опроса перечислили следующие природные памятники Воркуты и Воркутинского района:

— Луговой заказник «Воркутинский» (27 респондентов);

— Геологический памятник «Воркутинский» (25 респондентов);

— Гидрологический памятник «Водопад на реке Хальмер-Ю» (17 респондентов);

— Пембойские скалы (10 респондентов);

— Комплексный заказник «Хребтовый» (4 респондента);

— Лесной заказник «Енганепэ» (2 респондента).

Как мы видим по результатам, молодое поколение Воркуты довольно хорошо знает природные памятники, находящиеся на территории Воркуты и Воркутинского района. По крайне мере, половина опрошенных. К сожалению, были и ответы, не соответствующие теме вопроса. Например, ребята отнесли к природным памятникам пруд в Центральном парке, памятники Ленину и Кирову, всю тундру и т.д.

На второй вопрос ответов было значительно больше. Только двое респондентов не дали ответа. Другие школьники вспомнили довольно много животных, птиц и растений Воркутинского района, занесенных в Красную книгу Республики Коми.

Среди животных, птиц и рыб были названы: дикий северный олень (19 отв.); северная пищуха (2 отв.); полярная сова (27 отв.); краснозобая казарка (5 отв.); лебедь-кликун (14 отв.); сапсан (16 отв.); кречет (11 отв.); беркут (7 отв.); скопа (5 отв.); серый журавль (4 отв.); пискулька (3 отв.); орлан-белохвост (3 отв.); арктический голец (3 отв.); сибирский хариус (4 отв.); дупель (1 отв.)

Среди растений были названы следующие: купальница (14 отв.); венерин башмачок (8 отв.); мак полярный (5 отв.); гвоздика ползучая (4 отв.); родиола розовая (3 отв.); кастиллея воркутинская (3 отв.)

Ошибочно респонденты приписали к занесенным в Красную книгу Республики Коми куропатку, лемминга, глухаря, рябчика, лисицу  и многих других животных и растений, которые, в действительности, обитают на территории Воркутинского района, но не являются редкими.

Старшеклассникам и студентам также было предложено поделиться своим мнением о следующем высказывании: «Если наше поколение не сделает невозможного, нас ожидает немыслимое». Автор высказывания — Петра Карин Келли, немецкий политик, активистка борьбы за мир, одна из основателей партии Зеленых. «Что имела в виду автор?» 12 респондентов из 37 предпочли не высказывать свое мнение. 25 респондентов правильно поняли посыл высказывания и разъясняли его своими словами. Вот, некоторые из них:

«К настоящему моменту экологическая ситуация грозит стать критической. Нынешнему поколению придется приложить максимум усилий для стабилизации ситуации»

«Невозможно представить масштабы той экологической катастрофы, которая может произойти, если мы не будем следить за нашей окружающей средой»

«Если человечество не изменит свое отношение к окружающей природе, то нас ждут ужасные природные катаклизмы»

«Под словом «невозможное» автор подразумевает то, что человечество на самом деле должно делать, а именно – беречь природу. Немыслимое – это то, что ожидает нас, если мы будем наплевательски относиться к нашей природе»

«В руках современного молодого поколения наша планета. И только от нас зависит дальнейшее ее существование и здоровье всех людей, населяющих ее»

«Я думаю, что автор имела в виду, что нужно думать о будущем, не нужно жить только сегодняшним днем, и надо сейчас делать все возможное для сохранения окружающей среды, потому что если это оставить на будущее, то может случиться непоправимое»

«Нас ожидает катастрофа. Об этом знают уже все. Сделать невозможное – максимально сократить урон, наносимый природе от нас. А, как известно, без этого цивилизация жить не может. Добываются многие полезные ископаемые, идет производство, помимо этого, природа загрязняется недобросовестными людьми. Ее прежний облик, каким он был даже пару столетий назад, не вернуть.Необходимо отказаться от этого»

Анализируя ответы по предложенному высказыванию и по всем остальным ответам анкетирования, можно прийти  к выводу, что молодые люди Воркуты (по крайней мере, две трети опрошенных), участвовавшие в данном социологическом исследовании, отчетливо понимают катастрофическую экологическую ситуацию,сложившуюся в мире, на нашей планете. Они знают, что надо делать, знают, к чему может привести их равнодушие в этой области, знают, что именно от их поколения ждут сотворение «невозможного», поскольку экологическая ситуация не улучшается, а лишь усугубляется. Таким образом, нельзя сказать, что молодежь не проинформирована насчет экологических проблем в городе и в мире, хоть и не читает специализированную литературу и не смотрит соответствующие экологические передачи и фильмы. Напротив, анализ анкет позволил узнать, что нынешняя молодежь Воркуты хорошо осведомлена в экологических вопросах.

Несмотря на сложившееся мнение о безразличии молодежи ко всем актуальным проблемам современности, складывается впечатление, что воркутинские юноши и девушки(по крайней мере, в области экологии)разбираются во многих тонкостях экологической ситуации, которая существует на сегодняшний день,стараются участвовать в жизни нашего города, стремятся помочь сохранить природу. Без сомнения, работы в этом направлении еще достаточно много, поскольку часть молодежи далека от экологических проблем, с которыми им придется столкнуться рано или поздно. Тем не менее, что отрадно, результаты оказались лучше, чем можно было ожидать.

Краткие итоги данного социологического опроса-анкетирования «От чистого города – к зеленой планете» были представлены на торжественном открытии Республиканской Недели молодежной книги, которая проходила в апреле 2013 года.

Центральная детско-юношеская библиотека имени Ю.А. Гагарина и в дальнейшем продолжит работу по продвижению экологических знаний в среду юношества и молодежи Воркуты, не останавливаясь на достигнутом. В 2014 году также планируется ряд мероприятий, направленных на распространение экологической информации среди молодого населения города.

Приложение 1. Программа социологического исследования «От чистого города — к зеленой планете».

  Программа исследования.doc (29,3 КиБ, 329 запросов)

Приложение 2. Анкета «От чистого города — к зеленой планете».

  Анкеты по экологии.doc (39,1 КиБ, 400 запросов)

Луценко Н.А.

Добавить комментарий

Войти с помощью: