Организован в библиотеке в рамках проекта «Поколение NEXT: Книга или NEТ?!” и работает не первый год. В 2011 году мероприятия клуба переориентированы на учащихся 7 класса общеобразовательной школы-интерната №1, т.е. на социально-незащищенную группу подростков.
В программе занятий клуба 2011 года:
ü Обсуждение-диспут «Первая любовь» (по повести Р.И.Фраермана «Дикая собака Динго»);
ü Читательская конференция «Невероятная уловка…» (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»).
Обсуждение – диспут, читательская конференция… Это — часто забытые, традиционные формы библиотечной работы. Многие библиотечные специалисты считают, что их надо возрождать, надо уметь их правильно проводить и учиться это делать. Планируя разговор в библиотеке об этих книгах, мы, в первую очередь, преследовали именно эти цели. Нашелся в библиотеке специалист с филологическим образованием, умеющий вести разговор о книге с ребятами, и началась подготовка. Договорились с
7 классом интерната, предоставили учащимся возможность прочитать книгу «Дикая собака Динго», читали повесть – а к ней вопросник для самостоятельной подготовки:
- Кого вы считаете главными героями повести?;
- Почему Таню прозвали «Дикой собакой Динго»? и т.д.
Попросили при желании сделать иллюстрацию, написать отзыв. Откликнулись с удовольствием, выразили большой интерес к форме проведения. А библиотека, со своей стороны, пообещала еще и фильм-экранизацию показать с Галиной Польских в главной роли.
Основное действо разворачивалось уже в библиотеке, когда мы пригласили учащихся на сам диспут. Рассадили ребят так, чтобы им было удобно общаться, не забыли про чашку чая с конфетами и печеньем, создали непринужденную, душевную обстановку, что для интернатских ребят, неизбалованных излишним вниманием, немаловажно. И пошел разговор о книге… Для начала — интересный, красочный, познавательный литературный экскурс по творчеству Р.Фраермана и главной повести его жизни. Ребята познакомились с историей создания полюбившейся книги, обсуждали иллюстрации к ней, познакомились с фотоматериалами из фильма – экранизации, выразив желание поскорее его увидеть. А затем само обсуждение, для которого библиотекарем были подготовлены отдельные вопросы.
Часть вопросов предусматривала знание сюжетной линии повести, с чем ребята легко справились, показав хорошее владение текстом. С большим энтузиазмом и активностью обсуждались затронутые в книге проблемы и их злободневность в наши дни, отношения между главными героями, особенности характера. Чувствовалось, что повесть вызвала у подростков неподдельный интерес и появилось желание высказаться.
Некоторые ребята представили к обсуждению рисунки-иллюстрации к книге, отзывы-сочинения. Все вместе определяли лучшие из них. Победители награждены.
Из отзывов:
- «…Книга мне очень понравилась, так как она о нас, наших ровесниках»;
- «…Если бы я был автором, я бы закончил повесть так, что Коля уехал далеко с родителями, а Таня осталась бы с Филей» и др.
В конце мероприятия ребята все вместе посмотрели фильм-экранизацию повести.
ВЫВОД:Библиотекари уверены, что данная книга останется в памяти ребят на всю жизнь. Значит, нам нужно проводить побольше мероприятий – открытий по продвижению лучших образцов подростковой классики и не забывать о таких формах работы как диспут, обсуждение, читательская конференция.
ü Еще одна читательская конференция с 7-м классом интерната в рамках клуба «Книжный Ас» — «Невероятная уловка…» (по рассказу В.Распутина «Уроки французского». Прошла она по той же методике, что и обсуждение книги «Дикая собака Динго».
Цель конференции: раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина; формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки; приобщать к чтению качественной литературы для подросткового возраста. Обсуждались вопросы:
- О чем повествует произведение «Уроки французского»?;
- Что привлекает вас в мальчике? В его характере? В каких эпизодах эти черты характера проявляются? и др.
Мультимедиа презентация познакомила аудиторию с творчеством В.Распутина, где рядом с обыденным и бытовым всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный внутренний мир героев. Ребята вместе с библиотекарем старались обнаружить в герое повести В.Распутина задатки мужества, добра и красоты, следуя эпиграфу мероприятия:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях»
(Л.Толстой)
Всем желающим в конце мероприятия опять же предложили посмотреть фильм-экранизацию по книге.
Даренко Г.А., зам. директора МБУК «ЦБС» по работе с юношеством, зав. ЦДЮБ
Уроки французского