Оперетта в Воркуте: «Сильва»

Восьмого августа 1943 года начальником Управления Воркутстроя НКВД СССР М.М. Мальцевым был подписан приказ о создании музыкально-драматического театра. Художественным руководителем и режиссером назначен Б.А. Мордвинов. И вскоре новый театр, первый в истории театр за Полярным кругом, показал свою премьеру — оперетту Э. Кальмана «Сильва».

Из воспоминаний С. Б. Шварцмана, бывшего начальника Воркутинской ТЭЦ-1, жена которого Н. И. Глебова, заслуженная артистка Коми АССР, была первой ведущей актрисой Воркутинского театра:

Июль, 1943 год.

У начальника «Воркутстроя» Михаила Митрофа­новича Мальцева идет со­вещание с работниками культуры, решается вопрос о создании театра.

Мальцев тоном, не допускающим возражения, го­ворит:

— Здесь, в Заполярье, в суровых условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, мы должны создать театр яркий, красочный, с музы­кой и танцами, чтобы наши горняки, придя в свой те­атр, могли отдохнуть, раз­влечься, полюбоваться зре­лищем бодрящим, легким, радостным. Театр наш должен быть музыкально-дра­матическим и открыть его мы должны опереттой. Сей­час, с приездом к нам На­тальи Ивановны, это ста­новится возможным, так что, Борис Аркадьевич, займитесь этим вплотную. Через три дня вы представите мне ваши соображения и перечень всего необходи­мого. Подумайте также о сроках подготовки первого спектакля. Мне думается, что театр мы должны от­крыть не позже первого октября.

Для Михаила Митрофа­новича вопрос был решен. Перестройкой помещения клуба уже занимались стро­ители, а для Бориса Ар­кадьевича Мордвинова все было смутно, неопределен­но, туманно. Вопросы тол­пились тысячами: как ско­лотить хоть какой-нибудь оркестр, какую выбрать опе­ретту, где найти ноты, как подобрать исполнителей, подготовить декорации, ко­стюмы? Легко сказать — оперетта! А срок?! Два с половиной месяца до пер­вого октября, а вопросы не только не решаются, но плодятся, рождая новые и новые…

Но шаг за шагом, день за днем, и уже загорелись мордвиновским огоньком пер­вые энтузиасты, мечтатели. Оперетта в Воркуте — фан­тазия, не правда ли? Но сделать ее реальностью — кому не жаль отдать этому все, чем располагаешь?!

И идея начинает обра­стать плотью. Продолжают­ся муки поисков, колеба­ний, решений, и вот уже выкристаллизовалось ядро ведущих актеров. Помимо Наталья Глебовой — это Вера Пясковская, супруги Пилацкие, Борис Козин, Сарра Кравец, Борис Дейнека, Саша Стояно. Уже в визг пил и стук топоров вплетаются звуки скрипки, трубы, виолончели — это делает первые пока неуве­ренные шаги оркестр, кото­рым руководит В.И. Бе­лик.

Но нот никаких нет. Ис­кать их где-то на «Большой земле» нет времени.

Принимается решение, де­лается выбор: «Сильва»!

Ноты? Они будут!

В маленькой комнате ре­монтируемого здания буду­щего театра три дня На­талья Глебова напевает всю оперетту, начиная с оркест­рового вступления и кон­чая финалом, а Саша Стояно наигрывает на форте­пиано все мелодии и тут же записывает их. Клавир оперетты создан. Еще не­сколько дней напряженной работы, и Стояно передает директору сделанную им оркестровку клавира.

Теперь уже есть главное: расписаны партии всех дей­ствующих лиц, подобраны исполнители, работа кипит и еще смутно, но с каждым днем все яснее, уверенней начинают проступать кон­туры будущего спектакля.

Борис Аркадьевич Мордвинов, постановщик спек­такля, вкладывает весь свой огромный талант, всю свою неисчерпаемую энергию в работу с актерами, худож­ником, дирижером. Саша Стояно неутомимо разучи­вает с солистами их партии. Художник Т. Т. Буря, оп­равдывая свою фамилию, яростно готовит декорации спектакля. Самозабвенно трудятся костюмеры, Л. М. Зализняк творит чудеса, создавая из ничего бута­форию и реквизит…

Это граничило с чудом, но первого октября 1943 го­да в Воркуте опереттой Э. Кальмана «Сильва» от­крылся музыкально-драма­тический театр.

Право присутствовать на этом торжестве Михаил Митрофанович предоставил лучшим горнякам, строите­лям, энергетикам, это было чем-то вроде премии за ударную работу, за тонны добытого и отгруженного стране черного золота.

…Театр родился, начал набирать силы, опыт, мас­терство. Многими оперет­тами, драматическими спек­таклями, операми и концер­тами порадовал он воркутинцев. Узнали его и оцени­ли в Инте, Ухте, Сыктыв­каре.

Но «Сильва» осталась в истории заполярного театра не просто первым спектак­лем, а своеобразным сим­волом и памятником хоро­шему человеческому упор­ству. И выдержал он в Вор­куте более ста представле­ний.

Заполярье. 1973. 28 сентября.

Источник: Театр за Полярным кругом / подготовила Е.Галинская. //Заполярье. – 1973. – 28 сент. – С. 4.

Фото: Артисты Воркутинского музыкально-драматического театра. В главных ролях Глебова Наталья Ивановна и Дейнека в первом на сцене театра спектакле «Сильва». 1943г.» Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12343924

Программа «100-й спектакль «Сильва»». Период создания: 26 декабря 1946 г. Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14629233

#Воркута #79_лет_Воркуте #День_в_истории_города #События_и_люди #vorkuta_cgb

Смотрите также

Воркута. Вокзал. Книги.

На вокзале Воркуты попадаешь в удивительно уютное, безмятежное, празднично-интеллектуальное пространство. Ёлка, книги, до нового года …

Добавить комментарий

Войти с помощью: