1959 год. Накануне 25-летнего юбилея Печорского угольного бассейна вспоминает Иван Александрович Дурицкий, работавший десятником шахты № 1 «Капитальная», начальником участка, кавалер ордена Трудового Красного знамени (15.09.1943):
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД
В понятии сегодняшнего пассажира расстояние, разделяющее столицу нашей Родины Москву и наш заполярный город, измеряется двумя сутками езды на скором пассажирском поезде…
А ведь тому, кто добирался до Воркуты двадцать лет назад, требовалось не менее месяца.
Единственный путь в Заполярье проходил тогда так: от Москвы до Архангельска надо было ехать поездом. Далее, до Нарьян-Мара — морским путем, а затем надо было пересесть на речной пароход, который достав¬лял путешественника на реку Усу. Оттуда до будущего города была проложена узкоколейная железная дорога. По ней ходили маленькие паровозы с такими же игрушечными вагонами. В них и заканчивалось путешествие.
Таким же путем отправлялся уголь, добываемый на единственной тогда в Заполярье шахте, наименованной впоследствии, восьмой.
Этим путем прибыл в Воркуту и я.
…Это было в августе 1938 года. «Кряхтя» и выбиваясь из последних сил, наш маленький поезд, наконец, доставил нас на станцию, которая находилась недалеко от нынешнего аэропорта. Жалкий и заброшенный вид имела эта освещенная керосиновым фонарем станция, походившая на железнодорожный разъезд.
Первое время нам пришлось жить в палатке. Три железных бочки заменяли печи, которые топились дровами. В это время уже наступили холода, и в палатке, несмотря на такую «усиленную» систему отопления, гулял холодный, пронизывающий до костей ветер.
Сначала одни из них работали на строительстве шахты № 1 ‘’Капитальная», другие прокладывали железнодорожную ветку к третьей шахте. И каждый вечер, мокрые и усталые, мы вновь возвращались в свое холодное и неуютное жилье. Однако никто из нас не выражал недовольства и никогда не жаловался на такие условия жизни.
Потом я поступил па шахту № 1 «Капитальная», где проработал двадцать лет.
В сентябре, когда в палатке стало невыносимо холодно, мы с помощью досок и опилок утеплили свое жилище.
Но уже тогда, в тридцать восьмом году, на улицах Шахтной, Комсомольской и других стали появляться первые двухэтажные дома. Первые такие здания появились на улице Красноармейской.
Трудно приходилось тогда строителям. Ни о какой механизации строительных работ не могло быть и речи. Бревна поднимались на высоту второго этажа с помощью веревок или на плечах переносились по трапам. Единственным видом транспорта. доставлявшим материалы к стройплощадкам, были лошади — в городе не было еще ни одной автомашины.
Не лучше была механизирована и угледобыча — кроме компрессоров никакой другой техники в распоряжении горняков не было.
…Много воды утекло с тех пор. Неузнаваемо изменилось Заполярье за эти двадцать лет. Многие из первостроителей Воркуты уже ушли на заслуженный отдых, другие еще продолжают работать, по-прежнему показывая пример в труде и обучая молодежь упорству и настойчивости н достижении намеченной цели.
И вот накануне 25-летнего юбилея Печорского угольного бассейна хочется пожелать молодым шахтерам Воркуты, чтобы они стали достойной сменой старой гвардии первостроителей заполярного города.
И. ДУРИЦКИЙ. Шахта №1 «Капитальная».
Заполярье. 1959. 19 августа. С. 2.
Опубликовано 09.10.2024 URL: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_14833
Источник: Дурицкий, И. двадцать лет назад / И. Дурицкий // Заполярье. – 1959. – 19 августа. – С. 2.
Фото: Почкин Ф. М. Абдурманов, мастер врубмашины и И. Дурицкий (справа), начальник участка шахты № 1 г. Воркуты. Период создания:1947 г. Местонахождение: Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Национальный музей Республики Коми». https://goskatalog.ru/portal/?ysclid=m1z5sqn0z1983858885#/collections?id=37481319