Белые ландыши бедной Лизы

Сочинение Николая Карамзина «Бедная Лиза» было опубликовано в июньском номере «Московского журнала» в 1792 году. Эта небольшая повесть, по словам биографа Карамзина Н. Погодина, долгое время «владела сердцами Русских читателей…».

Выдающийся русский лингвист, филолог В.Н. Топоров в своем исследовании «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет» так обосновывает значение повести для того периода: «После своего появления в печати в 1972 году эта повесть была осмыслена как событие – и не только литературное, но и отчасти выходящее за пределы литературы, в умонастроении читателя и даже самой его жизни. «Бедная Лиза» стоит у самых истоков новой русской прозы, следующими шагами которой будут «Пиковая дама» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Петербургские повести» и «Мертвые души», с чего собственно и начинается непрерывная линия большой русской прозы. «Бедная Лиза» – именно тот корень, из которого выросло древо русской классической прозы».

Повесть «Бедная Лиза» стала образцом сентиментализма – литературного направления, для которого характерен акцент на внутреннем мире героев, подробное описание чувств и волнений. Эти романтические, увлеченные, утонченные натуры наделялись богатством внутренней духовной жизни. Общественная жизни стояла вне области их душевных переживаний. И выяснилось, что читателю это нравится. Белинский писал, что Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество.

Спектакль юношеского театра «Синяя птица» по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»  (премьера состоялась 4 декабря 2016 года на сцене Дома детского творчества поселка Воргашор) режиссер постановки Елена Соколова назвала прочтением. Это отнюдь не преувеличение, так как рассказчиков в спектакле столько же, сколько и собственно героев повести – четверо. И они берут на себя основную роль автора повести, который описывает любовную историю на фоне истории «нашего отечества…, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы». Окрестности Москвы – Симонов и Данилов монастыри, Воробьевы горы, Коломенское – участники и свидетели происходящего.

Этот спектакль можно назвать спектаклем положений. В нем не так много игровых моментов. Картинки сменяют друг друга, повествователи опекают бедную Лизу и её матушку. Интересно, что и та, и другая понимают, что события развиваются не совсем правильно, слишком велика пропасть между сословиями влюбленных и благоприятный исход маловероятен. Не зря матушка предлагает Лизе принять предложение сына богатого крестьянина из соседней деревни, но уверения Эраста, что «Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу» снимают сомнения. Все герои безмятежны и спокойны, между тем трагическая развязка становится совершенно очевидной.

Образ Эраста в исполнении Андрея Балашова очень лаконичен и холоден, для него «важнее всего душа, чувствительная, невинная душа». Актер скупо показывает романтические чувства героя, и этим как бы готовит зрителя к катастрофическому финалу.

Невозмутимому Эрасту противопоставлена восторженная влюбленная Лиза (блистательное исполнение Ольги Соловьевой). Её монологи изысканно выписаны автором, он любит свою героиню и искренне ей сочувствует. Интересно, что крестьянка Лиза выражает свои чувства гораздо более высокопарно, чем ее возлюбленный «господин» Эраст: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастушок! Куда гонишь ты стадо свое?» И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым – взял бы, может быть, руку мою… Мечта!». Также витиевато изъясняется и матушка Лизы (замечательная работа Пэри Ибрагимовой): «Как все хорошо у господа бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий год новою травою и новыми цветами покрывается. Надобно, чтобы царь небесный очень любил человека, когда он так хорошо убрал для него здешний свет. Ах, Лиза!..».

Тем не менее, эта манерность на фоне происходящего воспринимается органично и не выходит за рамки настроения, а зритель получает замечательную возможность прикоснуться к слогу Карамзина.

Нельзя не отметить замечательную работу режиссера, очень достойно справившегося со сложностями сюжета, ведь повесть описывает прежде всего чувственные отношения молодых людей.

Завершающим аккордом спектакля становится песня «Среди долины ровныя…» в исполнении всех актеров «а капелла». Это еще одна интересная находка режиссера, абсолютно логичная для зрителя, который знаком с текстом повести: встречи между Эрастом и Лизой происходили «под тению столетних дубов», прощались они «под ветвями высокого дуба», «погребли ее близ пруда, под мрачным дубом».

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте,

Цветёт, растёт высокий дуб

В могучей красоте…

Спектакль был очень тепло встречен публикой. Замечательный ансамбль самодеятельных артистов в составе: Лиза – Ольга Соловьева, Эраст – Андрей Балашов, матушка – Пэри Ибрагимова, Анюта – Ксения Олиферук, Рассказчики – Павел Казеко, Артем Минаков, Мария Оганянц, Анастасия Синица долго принимал благодарности и пожелания дальнейших творческих успехов. Спасибо за прекрасную премьеру!

В рамках однодневных гастролей спектакль будет показан 9 декабря в Центральной библиотеке Ухты.

12 декабря 2016 года, в день 250-летнего юбилея Николая Михайловича Карамзина (1 (12) декабря 1766, империя – 22 мая (3 июня) 1826), состоится премьера в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина.

О. Зайцева.

Фото автора. 

Смотрите также

Воркута, Воркуте, Воркутою…

Персональная фотовыставка Сергея Щербака «Воркута. Широкий взгляд», открытие которой состоялось 2 марта в городском выставочном …

Добавить комментарий

Войти с помощью: