Вспоминает Д. Добровольский, главный инженер СУ-6 (Заполярье. 1959. 28 авг.):
ДОРОГА НА ХАЛЬМЕР-Ю
Когда стало известно о наличии на Хальмерюском месторождении высококачественных коксующихся углей, там сразу же было намечено строительство шахт. Но задача эта была не из легких: от города до нового шахтостроительного района 85 километров бездорожья, а там всего несколько землянок и палаток геологоразведчиков.
…Это было утром 20 декабря 1944 года. Шесть тракторов с прицепными ладьями и 40 человек, вооруженных инструментом и оснащенных девятью палатками, тронулись в путь с перевалочной базы, организованной в районе пятой и шестой шахт. Следом за ними на строительную площадку должна была прибыть очередная группа строителей на вездеходах и привезти первые комплекты сборно-щитовых бараков.
Глубокой ночью прибыли на место. Начали устанавливать палатки, так как негде было даже передохнуть после дороги. К обеду следующего дня первые палатки были поставлены.
По нашему следу прибыли первые пять вездеходов с продовольствием и строительными материалами. Этот рейс был менее удачным, чем наш: температура воздуха понизилась и несколько человек прибыли на место обмороженными. Этот печальный опыт был учтен: в дальнейшем по пути следования транспорта было устроено несколько пунктов технической помощи с обогревалками.
Сделать это было необходимо, так как до наступления весны предстояло перевезти большую партию различных грузов. Ведь после вскрытия тундровых речек нечего было и думать о сообщении строительства с городом.
Первым делом началась сборка бараков из заготовленных в городе щитов. При этом строители обосновывались на новом месте всерьез и надолго. «Они думали не только о жилье. Из двух бараков смонтировали пекарню, из трех — столовую-клуб, была поставлена баня-прачечная и даже скотный двор. А через десять дней после нашего прибытия в Хальмер-Ю, впервые за всю историю этого района, загорелась электрическая лампочка. Ток был получен от автомобильного двигателя.
Конечно, этот двигатель не мог служить «энергетической базой», намечающегося строительства. В районе ручья Водораздельного одновременно с жильем начали строить локомобильную электростанцию, которая уже в мае дала промышленный ток.
Трудно представить, как приходилось работать строителям в эту первую зиму. Мне могут не поверить, но в сильные пурги мы передвигались по поселку буквально на четвереньках, а нужные материалы от одного строения к другому перетягивали веревками. Строители во время 50-градусных морозов привязывали к рукам банки с горящим углем, чтобы согревать руки и гвозди.
Еще зимой начались и земляные работы. Мы обнаружили, что на территории поселка под
небольшим покровом дерна залегают сильно обводненные суглинки, лежащие на коренных породах. И мы поняли, что с наступлением весны в них может «утонуть» весь наш поселок. Чтобы предотвратить это, строители вырыли глубокие дренажные канавы.
Но и это их не устраивало. Вскоре в Хальмер-Ю был доставлен паровоз с тремя вагончиками и верхним строением пути. При помощи паровоза с берега ручья Водораздельного в поселок были доставлены тысячи кубометров гравия, которым мы заменяли ненадежный грунт под поселком. Так что, проработав полдня на промышленном строительстве, все свободное от сна время строители тратили на благоустройство своего поселка.
Первыми строителями Хальмер-Ю была проделана большая работа по изысканию местных строительных материалов. Непосредственно на месте мы организовали производство кирпича, извести, правда, примитивными способами, но мы строили далеко идущие планы и рассчитывали, что в дальнейшем наши изыскания и опыты получат более широкое применение.
Никогда не забыть уже светлой заполярной ночи на 9 мая 1945 года. С радиостанции, которая была единственным средством сообщения с внешним миром, так как уже наступило половодье, сообщили, что фашистская Германия капитулировала. На ноги поднялся весь поселок. Собрался митинг. И в этот день — в день Победы мы впервые позволили себе первый отдых. Ведь это была победа не только наших доблестных войск, это была и наша победа —строителей далекого угольного района.
Д. ДОБРОВОЛЬСКИЙ, главный инженер СУ-6
#Воркута_ЦГБ #К_80_летию_Воркуты #Они_были_первыми
Опубликовано 21.03.2023 URL: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_11730
Источник: Добровольский, Д. Дорога на Хальмер-Ю / Д.Добровольский // Заполярье. – 1959. – 28 авг. – С. 3.
Фото: Фотография «Вид на поселок Хальмер – Ю в первоначальной стадии строительства». 1946. Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30724074
Поляков Валентин Викторович. Графика. 68-я параллель. Р. Хальмер – Ю. 1944. Местонахождение: «Государственное бюджетное учреждение Республики Коми». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13680013