К 80-летию Воркуты: Они были первыми

Вспоминает Д. Добровольский, главный инженер СУ-6 (Заполярье. 1959. 28 авг.):

ДОРОГА НА ХАЛЬМЕР-Ю

Когда стало из­вестно о нали­чии на Хальмерюском место­рождении высококачественных коксующихся углей, там сразу же было намечено строительство шахт. Но задача эта была не из легких: от города до нового шах­тостроительного района 85 ки­лометров бездорожья, а там всего несколько землянок и палаток геологоразведчиков.

…Это было утром 20 декабря 1944 года. Шесть тракторов с прицепными ладьями и 40 чело­век, вооруженных инструментом и оснащенных девятью палатками, тронулись в путь с перевалочной базы, организованной в районе пятой и шестой шахт. Следом за ними на строительную площадку должна была прибыть очередная группа строителей на вездеходах и привезти первые комплекты сборно-щитовых бараков.

Глубокой ночью прибыли на место. Начали устанавливать па­латки, так как негде было даже передохнуть после дороги. К обе­ду следующего дня первые па­латки были поставлены.

По нашему следу прибыли первые пять вездеходов с продо­вольствием и строительными материалами. Этот рейс был менее удачным, чем наш: температура воздуха понизилась и несколько человек прибыли на место обмо­роженными. Этот печальный опыт был учтен: в дальнейшем по пути следования транспорта было устроено несколько пунктов технической помощи с обогревал­ками.

Сделать это было необходимо, так как до наступления весны предстояло перевезти большую партию различных грузов. Ведь после вскрытия тундровых речек нечего было и думать о сообще­нии строительства с городом.

Первым делом началась сборка бараков из заготовленных в го­роде щитов. При этом строители обосновывались на новом месте всерьез и надолго. «Они думали не только о жилье. Из двух ба­раков смонтировали пекарню, из трех — столовую-клуб, была по­ставлена баня-прачечная и даже скотный двор. А через десять дней после нашего прибытия в Хальмер-Ю, впервые за всю ис­торию этого района, загорелась электрическая лампочка. Ток был получен от автомобильного двигателя.

Конечно, этот двигатель не мог служить «энергетической базой», намечающегося строительства. В районе ручья Водораздельного одновременно с жильем начали строить локомобильную электро­станцию, которая уже в мае да­ла промышленный ток.

Трудно представить, как при­ходилось работать строителям в эту первую зиму. Мне могут не поверить, но в сильные пурги мы передвигались по поселку буквально на четвереньках, а нужные материалы от одного строения к другому перетягивали веревками. Строители во время 50-градусных морозов привязы­вали к рукам банки с горящим углем, чтобы согревать руки и гвозди.

Еще зимой начались и земля­ные работы. Мы обнаружили, что на территории поселка под

не­большим покровом дерна залега­ют сильно обводненные суглин­ки, лежащие на коренных поро­дах. И мы поняли, что с наступ­лением весны в них может «уто­нуть» весь наш поселок. Чтобы предотвратить это, строители вырыли глубокие дренажные ка­навы.

Но и это их не устраивало. Вскоре в Хальмер-Ю был достав­лен паровоз с тремя вагончиками и верхним строением пути. При помощи паровоза с берега ручья Водораздельного в поселок были доставлены тысячи кубометров гравия, которым мы заменяли ненадежный грунт под поселком. Так что, проработав полдня на промышленном строительстве, все свободное от сна время строите­ли тратили на благоустройство своего поселка.

Первыми строителями Халь­мер-Ю была проделана большая работа по изысканию местных строительных материалов. Не­посредственно на месте мы орга­низовали производство кирпича, извести, правда, примитивными способами, но мы строили далеко идущие планы и рассчитывали, что в дальнейшем наши изыска­ния и опыты получат более ши­рокое применение.

Никогда не забыть уже свет­лой заполярной ночи на 9 мая 1945 года. С радиостанции, ко­торая была единственным сред­ством сообщения с внешним ми­ром, так как уже наступило по­ловодье, сообщили, что фашист­ская Германия капитулировала. На ноги поднялся весь поселок. Собрался митинг. И в этот день — в день Победы мы впервые поз­волили себе первый отдых. Ведь это была победа не только на­ших доблестных войск, это была и наша победа —строителей да­лекого угольного района.

Д. ДОБРОВОЛЬСКИЙ, главный инженер СУ-6

#Воркута_ЦГБ #К_80_летию_Воркуты #Они_были_первыми

Опубликовано 21.03.2023 URL: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_11730

Источник: Добровольский, Д. Дорога на Хальмер-Ю / Д.Добровольский // Заполярье. – 1959. – 28 авг. – С. 3.

Фото: Фотография «Вид на поселок Хальмер – Ю в первоначальной стадии строительства». 1946. Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=30724074

Поляков Валентин Викторович. Графика. 68-я параллель. Р. Хальмер – Ю. 1944.  Местонахождение: «Государственное бюджетное учреждение Республики Коми». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13680013

Смотрите также

История Воркуты. Они были первыми.

Вспоминает Иван Борисович Кривец, первый киномеханик Воркуты: И вот появилось в поселке звуковое кино… Глядя …

Добавить комментарий

Войти с помощью: