Герой труда

Сегодня 95 лет со дня рождения Семёнова Ивана Семёновича (08.03.1927 – 12.12.2004), машиниста тяжеловесных составов, Героя Социалистического Труда (01.08.1959).

И. С. Семёнов родился в деревне Совна Климовичского района ныне Могилевской области (Республика Беларусь). В сентябре 1944 года поступил учеником слесаря в паровозное депо Рославль (Смоленской области) Западной железной дороги. Через несколько месяцев был переведен кочегаром на паровоз в паровозную колонну, водившую составы на фронт: на фронт везли танки, боеприпасы, обратно – наших раненых бойцов.
Позже И. С. Семёнов прошел службу в железнодорожных войсках – помощником машиниста на 18-тонном кране, участвовал в возведении нового железнодорожного моста через реку Волхов между станциями Чудово и Малая Вишера. Именно оттуда, заметив способности молодого паровозника, он был направлен в школу подготовки машинистов паровозов для эксплуатационных рот.

В 1951 году Иван Семёнович откликнулся на призыв ЦК ВЛКСМ осваивать Заполярье, строить магистраль Кожва-Воркута к открытым угольным месторождениям: 42 человека из полка,не заезжая домой, отправились на Север.

Впрочем, у Ивана Семёнова в Воркуте в то время жили и работали на железной дороге два брата — старший Александр и младший Виктор. Вот такая железнодорожная династия Семеновых получилась!
Для начала Ивана Семёновича оформили помощником машиниста на «лебедянку» – самый удачный, по его мнению, отечественный паровоз.[Gаровоз серии Л (товарный)назван в честь главного конструктора Льва Сергеевича Лебедянского. До 1947 года обозначался П — «Победа». Заводское обозначение: П32 — паровоз, 32-го типа]/
Работа была нелегкой: пятидесятиградусные морозы, полярные ночи и снегопады. Сложными были участки железной дороги на многокилометровых перегонах. Развить скорость более 50 километров решался далеко не каждый.
Освоив новую для себя технику, изучив опыт новаторов, Семёнов стал одним из первых в Заполярье водить тяжеловесные составы. Начав с трех тысяч тонн, машинист увеличил этот вес в полтора раза! При этом скорость составов выросла с 50 до 70 километров в час, а его «лебедянка» прошла рекордное расстояние без капитального ремонта. Машинист Семёнов стал первым руководителем колонны имени Николая Островского в локомотивном депо. Ударный труд был по достоинству оценен – в 1957 году министр путей сообщения вручил Ивану Семёновичу Семёнову золотые часы «Москва».
Тогда же Семенов познакомился и подружился с писателем Владимиром Чивилихиным, бывшим железнодорожником, когда тот писал о «тяжеловесах». Иван Семёнов – руководитель комсомольско-молодежной колонны имени Николая Островского локомотивного депо – стал одним из героев документальной повести Чивилихина «Живая сила» и был окрещен писателем «паровозным богом».
В День железнодорожника 1 августа 1959 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, Ивану Семёновичу Семёнову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Тогда ему исполнилось всего тридцать два года – он стал одним из самых молодых Героев в стране. И первым Героем Социалистического Труда Воркуты.
В 1961 году И.С. Семёнов переехал в город Муром Владимирской области, до 1980 года работал машинистом локомотивного депо станции Муром Горьковской железной дороги. Был делегатом XXIV съезда КПСС (1971), депутатом Верховного Совета РСФСР (1975–1980). Награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
#Воркута #78_лет_Воркуте #День_в_истории_города #События_и_люди
Опубликовано 08.03.2022 URL: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_9413

Источник:Бочаров, В. Династия Семеновых / В. Бочаров  // Заполярье. – 1967. – 6 августа. – С. 3.

Корчагин, И. Этапы большого пути / И. Корчагин // Заполярье. – 1959. – 8 августа. – С. 1, 3.

Машинист И.С. Семенов – Герой Социалистического Труда // Заполярье. – 1959. – 5 августа. – С. 1.

Семенов, И. От кочегара до старшего машиниста / И. Семенов // Заполярье. – 1954. – 1 января. – С. 3.

Фото: Фотография «Семенов Иван Семенович (первый справа) у своего паровоза с надписью: «Руководитель колонны имени ХХII съезда КПСС». 07.09.1961г.» Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12343918

Фотопортрет «Семенов Иван Семенович — машинист паровоза депо Воркута. 1959г.» Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр». URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12343915

Смотрите также

Самый холодный день

Закрываем последнюю страницу Календаря 2023 года. 45 лет назад (31.12.1978) в Воркуте зарегистрирован абсолютный минимум …

Добавить комментарий

Войти с помощью: