Состоявшееся 12 апреля заседание общества любителей истории отечества было посвящено 840-летию битвы дружины князя Игоря с половцами и 225-летию первого издания «Слова о полку Игореве» (полное название к«Слово о походе Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова»).
Этот памятник древнерусской литературы XII века до сих пор вызывает интерес ученых самых разных направлений деятельности – историков, литературоведов, лингвистов, философов, фольклористов, культурологов, просто почитателей древней словесности.
Известно, что наличием «Слова» мы обязаны графу Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину, который в 1788 году приобрёл сборник древнерусских рукописей, где в 1795 г. он обнаружил неизвестный ранее текст. До конца 1796 года, А. И. Мусин-Пушкин сделал для императрицы Екатерины II копию с древнерусского текста и сопроводил его переводом на современный русский язык. В 1800 году состоялось первое издание «Слова», а в 1812-м – первоисточник был утрачен в московском пожаре, сгорела и большая часть экземпляров первого издания.
В конце 19 в. начались споры между сторонниками подлинности памятника и «скептиками», которые, подчёркивая уникальность «Слова…» в древнерусской литературе и необычную историю его обнаружения, считали произведение мистификацией, созданной в 18 веке. Однако основная историографическая традиция признаёт подлинность памятника.
Участники собрания вспомнили сюжет произведения в контексте исторической событий того времени, а именно поход князя Игоря, познакомились с отрывками из повествования на древнерусском языке, обратив внимание на некоторые особенности звукоряда теста.
Собственно, это и стало основным в обсуждении феномена «Слова».
Один из исследователей древнерусских текстов Игорь Анатольевич Воронов в книге «Секретные боевые искусства славянских народов» писал: «Кто бы мог подумать, что «Слово о полку Игореве» – это не только литературное повествование, но и методика обучения ратному делу, это методика СБИ наших предков».
Автор этой концепции в течение 3-х лет был научным сотрудником в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Работая в тяжелых условиях, Игорь Анатольевич заинтересовался проблемами выживания человека, причинами ошибок принятия решения и неадекватного поведения в экстремальных ситуациях. Он доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, автор более 100 научных работ, книг, учебных и учебно-методических пособий. К тому же был обладателем пятого дана по саймин-дзюцу (ключевая дисциплина школ ниндзюцу). Исследуя китайские методики ускоренного обучения воинов, Воронов обнаружил множество подобных текстов. На Руси такие методики также применялись. Суть заключается в том, что текст представляет собой звукорезонансный ряд, психотропно воздействующий на человека, программируя его на действия в условиях агрессивной среды. Читался текст обязательно на древнерусском языке. Переводы на современный язык уже не имеют нужного воздействия.
Одним из последователей применения методик был великий полководец, не проигравший ни одного сражения, фельдмаршал А.В. Суворов. Мало кто знает, что его знаменитая «Наука побеждать» также является методикой обучения воинов. Суворов полностью владел этим знанием и составил свое пособие с учетом звукорезонансных рядов. В результате применения методики выживаемость солдат-новобранцев в первом бою повышалась до 85 процентов.
«Слово о полку Игореве» входит в число самых знаменитых славянских текстов. Славистами и литераторами самых разных стран о нём написано невероятно много. И сегодня мы говорим об общественном политическом и художественном значении бессмертного творения, его современности.
«»Слово о полку Игореве» и сегодня читается как моление о будущем – великое Слово наших предков. О детях, внуках, правнуках. О нас с вами. И о тех, кому после нас быть. Если мы им дадим быть, передав им великое Слово о мире и братстве», – подчеркивал белорусский писатель, участник Великой Отечественной войны Алесь Адамович.
О. Зайцева. Фото автора.