Марина Цветаева: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед».

Как истинный поэт, Марина Цветаева оказалась права в предвидении своей судьбы: ее поэзии предначертано жить, неизменно, сквозь века, откликаясь то болью, то радостью, то отчаяньем, то любовью в душах людей. Подтверждение тому – большой интерес к творчеству Цветаевой участников литературной гостиной, которая состоялась накануне юбилея поэта 5 октября в ЦГБ им. А.С. Пушкина и была посвящена 125-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой.

Вечер открыли артисты Воркутинского драматического театра Марина Юлдашева и Павел Егоров. Небольшой спектакль «Душа, не знающая меры» настроил слушателей на эмоциональный разговор о противоречивом, глубоком и прекрасном мире поэзии Марины Цветаевой.

Маргарита Николаевна Крочик, хорошо знающая творчество и жизненные коллизии судьбы Марины, поведала удивительную историю о хитросплетениях судеб совершенно разных людей, которые на каком-то этапе совпадают во времени и пространстве. В 40-м году в Воркутлаг сразу после эмиграции попал Алексей Владимирович Эйснер. Поэт, писатель, переводчик, он был среди первых добровольцев, откликнувшихся на призыв помочь республиканской Испании в борьбе с режимом Франко. Воевал в 12-й Интербригаде, стал адъютантом генерала Лукача (Мате Залки). Эйснер работал в геологии, и, как в дальнейшем выяснила Маргарита Николаевна Крочик, в эмиграции встречался с Мариной Цветаевой. Впоследствии Эйснер внес значительный вклад в разработку её наследия.

Информация Ольги Зайцевой «Цветаева в Воркуте» также касалась малоизвестных фактов истории семьи Цветаевых.  Фамилия этого рода оказалась навсегда вписана в историю Воркуты эпохи ГУЛАГа.

Здесь около 10 лет, более точных данных нет, сначала отбывала наказание, а потом вынужденно жила Евгения Михайловна Цветаева, жена сводного брата Марины и Анастасии Андрея Цветаева. В этом браке в 1931 году, за 2 года до смерти отца от туберкулеза – эта болезнь, как злой рок, преследовала многих членов семьи Цветаевых, родилась дочь Инна.

Евгения Михайловна была арестована в 1938 году, осуждена по «контрреволюционной статье» 58-й статье. После освобождения ей некоторое время не разрешали покидать Воркуту, она работала главным агрономом сельскохозяйственной опытной станции.  В 1955 году была реабилитирована, вернулась в Москву в старую коммуналку на улице Чехова. Устрои­лась на работу в Сельскохозяйственную библиотеку.

Евгении Михайловне выпала на долю горь­кая участь — пережить обеих дочерей (от первого брака у нее была дочь Ирина, которую воспитывал Андрей Иванович Цветаев), внучку. Все они похоронены на Ваганьковском кладбище.

Об эмигрантском периоде жизни и творчества и книге Ариадны Эфрон «Неизвестная Цветаева воспоминания дочери» рассказали Наталья Викторовна Патрина и Дина Виталиевна Голубова.

«Мой Пушкин» – стихи Цветаевой из этого цикла, известно, что Пушкина Цветаева боготворила, прочитали Андрей Львович Рейшахрит и Елена Константиновна Олиферук-Половцева.

Аплодисментами было встречено выступление Юрия Езояна со стихотворением-посвящением Марине Цветаевой собственного сочинения.

Своеобразный итог вечеру интересным, ярким комментарием дал Леонид Яковлевич Коффе.

Книжная выставка «Мир Марины Цветаевой» из коллекции М.Н. Крочик будет открыта для читателей до 10 октября.

8 октября весь мир будет отмечать 125 лет со дня рождения одного из крупнейших русских поэтов XX века – Марины Ивановны Цветаевой.

                                                                                                                                                    О. Зайцева, Е. Соколова.

Фото: О.Зайцева, Н. Патрина,

Е. Дубовицкая.

Смотрите также

Воркута, Воркуте, Воркутою…

Персональная фотовыставка Сергея Щербака «Воркута. Широкий взгляд», открытие которой состоялось 2 марта в городском выставочном …

Добавить комментарий

Войти с помощью: