Летний интенсив логики, анализа и искусства убеждать

Делу время, потехе – час! – говорим мы обычно (зимой). И отнюдь не секрет, что летом час потехи может быть далеко не один. Но как же – «делу время»?  А можно попробовать совместить!

Именно такой логикой и руководствовались специалисты библиотеки, когда начали активно предлагать воркутинским подросткам и молодым людям почаще приходить в библиотеку, чтобы «совмещать приятное с полезным» – то есть играть в настольные интеллектуальные игры, которых сегодня в библиотеке очень много. Например, в День молодежи, проводившийся в городском парке, сотрудники библиотеки организовали игры с желающими и раздали книжные закладки с куар-кодом для подписки на недавно созданный Телеграм-канал библиотечного Молодежного центра. Также библиотекари пригласили молодежь на запланированную на 2 июля «Ночь мафии» (легендарную игру «Мафия», называемую царицей развивающих игр).

Афиши, пригласительные и Телеграм-канал – сделали своё дело: желающих поиграть в мафию собралось много

«Ночь мафии» начиналась ранним вечером. Однако наглухо зашторенный, лишь с одной узко направленной лампой, читальный зал библиотеки производил как раз то, необходимое, «кулуарно затемнённое» впечатление.

После игры участники активно обсуждали мероприятие в комментариях в телеграм-канале. В процессе обсуждения родилась идея провести «Школу мафии»! Ведущий игры Владислав Матюшин предложил ребятам пройти обучение не только по углубленным правилам, но подробно начать разбирать особенности и стратегии интеллектуально-развивающей командной игры «Мафия». И – всё получилось! Ребята два раза в неделю посещали обучение на протяжении месяца. Они получили много новых знаний, касающихся тонкостей игры, особенностей игры за каждую из ролей (простого мирного жителя, дона мафии, комиссара), и стратегий той или другой стороны. Они улучшили свои аналитические способности, коммуникативные навыки.  На каждой встрече разбирали математические особенности игры, а также изучали инструменты, с помощью которых можно проводить анализ, выделять закономерности и комбинировать различные способы мышления в интеллектуально-развивающей командной игре «Мафия».

— О, опять эта «Мафия»! – так и слышится нам голос скептика.

Увы, в педагогических кругах к этой игре достаточно часто относятся… как минимум, с осторожностью. Между тем, есть работы, анализирующие игру и ее участников. Например, статья Ю.А. Гроголевой и В.С. Анкудиновой «Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия», опубликованная «Вестнике Омского университета» («Вестник Омского университета», серия «Психология». — 2014. № 2. С. 4–12.).https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-lichnosti-uchastnikov-intellektualno-psihologicheskoy-igry-mafiya/viewer.

Работа вызывает большой интерес. Помимо аналитики типологических особенностей личности участников интеллектуально-­психологической игры «Мафия», в ней содержится и достаточно большой материал и об интеллектуальных играх в целом, и о том, ПОЧЕМУ «мафия» вызывает такой большой интерес у участников, и – самое главное для библиотечных специалистов – ЧЕМ ЦЕННА и важна эта игра!

По словам авторов статьи, которые ссылаются на работы известных российских и зарубежных ученых, общая характеристика игры «Мафия», в ходе которой участники, следуя определенным правилам, решают поставленную типовую задачу, позволяет отнести ее к типу интеллектуально-психологических игр.

Про популярность «Мафии» авторы пишут следующее: «Популярность этой игры обусловлена сочетанием в ней интеллектуального компонента и развлечения. «Мафия» интересна тем, что сочетает в себе элементы состязания и представления (шоу), в котором задействуются интеллектуальный компонент, коммуникативные навыки, интуиция, эмоции, а также имеется возможность разыграть определенное представление».

По их мнению, особенностью интеллектуальных игр для взрослых является комплексный характер игрового взаимодействия, который включает эмоциональный компонент (азарт, стремление победить). Авторы статьи знакомят с позицией К. Грооса (немецкого философа и психолога, предложившего эволюционную инструменталистскую теорию игры), согласно которой интеллектуальная игра в юношеском и зрелом возрасте может рассматриваться как эмоциональная и интеллектуальная компенсация, которая необходима для повышения качества жизни.  Кроме того, игровая деятельность, реализуемая в интеллектуальной игре, позволяет взрослому испытать положительные эмоции от осознания своих интеллектуальных возможностей, ощутить принадлежность к группе, чувство общности, ощущение вызова, противоборства и победы, которые в реальной жизни могут быть недоступны в столь ярком варианте.

Исследователь интеллектуально-психологических игр Б.Р. Мандель выделяет следующие отличительные особенности этого типа игровой деятельности:

  1. Интеллектуально-психологическая игра представляет собой индивидуальное или групповое выполнение действий / заданий, активно задействующих продуктивное мышление для познания предметной сферы или социальных условий в соревновательных условиях, ограниченных временными рамками.
  2. Интеллектуально-психологическая игра содержит черты игровой и учебной деятельности, поскольку предполагает использование теоретического мышления, развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, аналогия и т. п.), а также основана на соревновании, т. е. элемент учебной деятельности служит средством достижения игрового результата.
  3. Интеллектуально-психологическую игру характеризует то, что при решении поставленных задач требуется применять такие качества, как наблюдательность, умение анализировать, выделять закономерности, комбинировать различные способы решений, т. е. в игре участник развивает свой творческий потенциал и повышает интеллектуальный уровень.
  4. Интеллектуально-психологическая игра позволяет не только оттачивать индивидуальные навыки, но и задействует коллективные знания, интегрируя комплекс возможностей, которыми каждый участник отдельно не обладает.
  5. Результатом интеллектуальной игры может стать нестандартный, творческий способ разрешения ситуации, позволяющий добиться максимального эффекта. Кроме того, этот вид игры характеризуется непредсказуемостью.

 

Подводя итоги, так что же развивает и на что влияет интеллектуальная игра «Мафия»? Эту игру характеризует активное взаимопроникновение интеллектуальных функций, коммуникативных умений и эмо­ционального компонента. И, как любая интеллектуальная игра по своей направ­ленности, она может развивать основные когни­тивные функции, в частности, воображение, интеллект, гибкость мышления, внимание, а также позволяет развивать произвольность когнитивных процессов, способности к ана­лизу и синтезу и в некоторой степени креа­тивность. «В целом эта игра способствует развитию наблюдательности, памяти, аналитических способностей, а также коммуникативных на­выков, актерского мастерства, в частности, умения приводить аргументы, убеждать дру­гих участников на рациональном уровне и воздействовать эмоционально», – делают вывод авторы исследования.

Хотите по-хорошему удивиться, глядя на своих учеников, на своих детей, на своих друзей, на себя? Приходите в библиотеку! Мы продолжаем играть в мафию и приглашаем всех присоединиться к нам! Играйте в мафию! Развивайте себя!

Елена Половцева, Влад Матюшин.

Фото – авторов.

Смотрите также

Воркута, Воркуте, Воркутою…

Персональная фотовыставка Сергея Щербака «Воркута. Широкий взгляд», открытие которой состоялось 2 марта в городском выставочном …

Добавить комментарий

Войти с помощью: