Делу время, потехе – час! – говорим мы обычно (зимой). И отнюдь не секрет, что летом час потехи может быть далеко не один. Но как же – «делу время»? А можно попробовать совместить!
Именно такой логикой и руководствовались специалисты библиотеки, когда начали активно предлагать воркутинским подросткам и молодым людям почаще приходить в библиотеку, чтобы «совмещать приятное с полезным» – то есть играть в настольные интеллектуальные игры, которых сегодня в библиотеке очень много. Например, в День молодежи, проводившийся в городском парке, сотрудники библиотеки организовали игры с желающими и раздали книжные закладки с куар-кодом для подписки на недавно созданный Телеграм-канал библиотечного Молодежного центра. Также библиотекари пригласили молодежь на запланированную на 2 июля «Ночь мафии» (легендарную игру «Мафия», называемую царицей развивающих игр).
Афиши, пригласительные и Телеграм-канал – сделали своё дело: желающих поиграть в мафию собралось много
«Ночь мафии» начиналась ранним вечером. Однако наглухо зашторенный, лишь с одной узко направленной лампой, читальный зал библиотеки производил как раз то, необходимое, «кулуарно затемнённое» впечатление.
После игры участники активно обсуждали мероприятие в комментариях в телеграм-канале. В процессе обсуждения родилась идея провести «Школу мафии»! Ведущий игры Владислав Матюшин предложил ребятам пройти обучение не только по углубленным правилам, но подробно начать разбирать особенности и стратегии интеллектуально-развивающей командной игры «Мафия». И – всё получилось! Ребята два раза в неделю посещали обучение на протяжении месяца. Они получили много новых знаний, касающихся тонкостей игры, особенностей игры за каждую из ролей (простого мирного жителя, дона мафии, комиссара), и стратегий той или другой стороны. Они улучшили свои аналитические способности, коммуникативные навыки. На каждой встрече разбирали математические особенности игры, а также изучали инструменты, с помощью которых можно проводить анализ, выделять закономерности и комбинировать различные способы мышления в интеллектуально-развивающей командной игре «Мафия».
— О, опять эта «Мафия»! – так и слышится нам голос скептика.
Увы, в педагогических кругах к этой игре достаточно часто относятся… как минимум, с осторожностью. Между тем, есть работы, анализирующие игру и ее участников. Например, статья Ю.А. Гроголевой и В.С. Анкудиновой «Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия», опубликованная «Вестнике Омского университета» («Вестник Омского университета», серия «Психология». — 2014. № 2. С. 4–12.).https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-lichnosti-uchastnikov-intellektualno-psihologicheskoy-igry-mafiya/viewer.
Работа вызывает большой интерес. Помимо аналитики типологических особенностей личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия», в ней содержится и достаточно большой материал и об интеллектуальных играх в целом, и о том, ПОЧЕМУ «мафия» вызывает такой большой интерес у участников, и – самое главное для библиотечных специалистов – ЧЕМ ЦЕННА и важна эта игра!
По словам авторов статьи, которые ссылаются на работы известных российских и зарубежных ученых, общая характеристика игры «Мафия», в ходе которой участники, следуя определенным правилам, решают поставленную типовую задачу, позволяет отнести ее к типу интеллектуально-психологических игр.
Про популярность «Мафии» авторы пишут следующее: «Популярность этой игры обусловлена сочетанием в ней интеллектуального компонента и развлечения. «Мафия» интересна тем, что сочетает в себе элементы состязания и представления (шоу), в котором задействуются интеллектуальный компонент, коммуникативные навыки, интуиция, эмоции, а также имеется возможность разыграть определенное представление».
По их мнению, особенностью интеллектуальных игр для взрослых является комплексный характер игрового взаимодействия, который включает эмоциональный компонент (азарт, стремление победить). Авторы статьи знакомят с позицией К. Грооса (немецкого философа и психолога, предложившего эволюционную инструменталистскую теорию игры), согласно которой интеллектуальная игра в юношеском и зрелом возрасте может рассматриваться как эмоциональная и интеллектуальная компенсация, которая необходима для повышения качества жизни. Кроме того, игровая деятельность, реализуемая в интеллектуальной игре, позволяет взрослому испытать положительные эмоции от осознания своих интеллектуальных возможностей, ощутить принадлежность к группе, чувство общности, ощущение вызова, противоборства и победы, которые в реальной жизни могут быть недоступны в столь ярком варианте.
Исследователь интеллектуально-психологических игр Б.Р. Мандель выделяет следующие отличительные особенности этого типа игровой деятельности:
- Интеллектуально-психологическая игра представляет собой индивидуальное или групповое выполнение действий / заданий, активно задействующих продуктивное мышление для познания предметной сферы или социальных условий в соревновательных условиях, ограниченных временными рамками.
- Интеллектуально-психологическая игра содержит черты игровой и учебной деятельности, поскольку предполагает использование теоретического мышления, развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, аналогия и т. п.), а также основана на соревновании, т. е. элемент учебной деятельности служит средством достижения игрового результата.
- Интеллектуально-психологическую игру характеризует то, что при решении поставленных задач требуется применять такие качества, как наблюдательность, умение анализировать, выделять закономерности, комбинировать различные способы решений, т. е. в игре участник развивает свой творческий потенциал и повышает интеллектуальный уровень.
- Интеллектуально-психологическая игра позволяет не только оттачивать индивидуальные навыки, но и задействует коллективные знания, интегрируя комплекс возможностей, которыми каждый участник отдельно не обладает.
- Результатом интеллектуальной игры может стать нестандартный, творческий способ разрешения ситуации, позволяющий добиться максимального эффекта. Кроме того, этот вид игры характеризуется непредсказуемостью.
Подводя итоги, так что же развивает и на что влияет интеллектуальная игра «Мафия»? Эту игру характеризует активное взаимопроникновение интеллектуальных функций, коммуникативных умений и эмоционального компонента. И, как любая интеллектуальная игра по своей направленности, она может развивать основные когнитивные функции, в частности, воображение, интеллект, гибкость мышления, внимание, а также позволяет развивать произвольность когнитивных процессов, способности к анализу и синтезу и в некоторой степени креативность. «В целом эта игра способствует развитию наблюдательности, памяти, аналитических способностей, а также коммуникативных навыков, актерского мастерства, в частности, умения приводить аргументы, убеждать других участников на рациональном уровне и воздействовать эмоционально», – делают вывод авторы исследования.
Хотите по-хорошему удивиться, глядя на своих учеников, на своих детей, на своих друзей, на себя? Приходите в библиотеку! Мы продолжаем играть в мафию и приглашаем всех присоединиться к нам! Играйте в мафию! Развивайте себя!
Елена Половцева, Влад Матюшин.
Фото – авторов.