ЦБС - Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина - «Синяя птица» «Мастерица варить кашу»!

«Синяя птица» «Мастерица варить кашу»!

Итак, новая премьера. Юношеский театр «Синяя птица» 11 марта в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина представил публике, а её было изрядно, пастораль в одном действии Н.Г. Чернышевского «Мастерица варить кашу».Как известно, пастораль – это жанр в искусстве, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. Предварительная ремарка автора: «…Действие происходит около 1856 г. на очень скромной, почти бедной даче неподалеку от Москвы…» настраивает на волну неги, томности, ленивого созерцания происходящего.
И начинается всё мило – Он (Клементьев) возвращается из-за границы, где «лучше жить, нежели у нас», исключительно ради того, чтобы сделать предложение Ей (Наденьке, Надежде Всеволодовне), которую не может забыть уже пять лет. Ну чем не пастораль?
Но не всё так просто. Николай Гаврилович Чернышевский писал пьесу, будучи ссыльным, и жил на тот период в селе Александровский завод. Там, собственно, пьеса и была впервые показана политическими заключёнными в присутствии автора. Современники Чернышевского увидели в «Мастерице варить кашу» политическую аллегорию и дали определение каждому персонажу пьесы: богатая дама – это власть, молодая горничная – народ и так далее. И происходящие коллизии выстраиваются именно с точки зрения отношения между ними.
Режиссер спектакля Елена Соколова, исходя из современных реалий и возрастного состава труппы, ставит спектакль с учетом этих факторов, при этом очень бережно обращаясь с текстом автора. Да, спектакль сокращен, часть сцен опущена, но передать настроение, дух минувшей эпохи через характеры героев у актеров получилось.
Клементьев (большая и успешная работа Тимура Белоусова, кстати, уже вторая такого масштаба) завоевывает расположение зрителей своей порядочностью и рассудительностью. Юная Наденька (очаровательная Ксения Олиферук) ещё не понимает, какой подарок ей преподносит судьба в лице жениха, поэтому много и смешно суетится, но предложение принимает. Очень колоритна в образе Городищева Пэри Ибрагимова. Девушке играть мужскую роль сложно, как, впрочем, и наоборот, но артистке удается найти ту безошибочно верную канву, которая заставляет зрителя сопереживать и сочувствовать персонажу, несмотря на явное двоедушие, которое, впрочем, умный Городищев объясняет преклонением к объекту своей любви – хозяйке усадьбы.
Чудо как прелестна в роли Агнесы Ростиславовны Карелиной Ольга Соловьева. Хотя, если внимательно перечитать пьесу, невольно возникнет несколько иная Агнеса. Убийственную характеристику дает любящий её Городищев: «…праздный ум, привычка считать себя центром вселенной, осью мироздания, — прихотливость фантазии; сумасбродная раздражительность самолюбия, ненасытимость подобострастных комплимент…». Но это уже будет другая история и другой спектакль.
Замечательным обобщающим моментом является образ писаря Румянцева, блестяще показанный Андреем Балашовым, – такой на все готовый беспринципный человек, заботящийся только о своем благополучии. Не правда ли, актуальная и в наше время фигура?
И нельзя не отметить работу Дианы Насибуллиной в роли Серафимы Ивановны, библиотекаря Карелиной. Она играет введенный в спектакль персонаж, потому что в пьесе это Сидор Иванович Иннокентиев, Иннокентиев – учёный, историограф, отдавший много лет составлению родословной рода Карелиных-Серпуховых. В итоге именно он и оказывается самым порядочным в этом клубке лжи человеком, сохранившем документальное подтверждение прав Нади на долю в наследстве. Причем он не считает это бунтом против обожаемой Карелиной, просто ему никак невозможно уничтожить документ.

Вот такая каша получилась. Спасибо Н.Г. Чернышевскому и театру «Синяя птица».
С премьерой!!!

История Воркуты и история театра

Выбор пьесы Н.Г. Чернышевского «Мастерица варить кашу», которая не так много ставится и мало кому известна, режиссер театра «Синяя птица» Елена Соколова случайным не считает.
24 июля 1953 года, т.е. почти 55 лет назад, именно этот спектакль шел на сцене Воркутинского драматического театра в честь 125-летнего юбилея русского философа-материалиста, учёного, публициста и писателя Николая Гавриловича Чернышевского.
В 2018 г. исполнится 190 лет со дня рождения Н.Г. Чернышевского
Режиссером спектакля «Мастерица варить кашу» (1953 г.), а также исполнителем роли А.Д. Городищева, был Борис Валерианович Харламов. В 1944 году он осужден по статье 58-3 УК РСФСР и приговорен к 8 годам лишения свободы. С 1946 года по 1956 год работал в Воркутинском музыкально-драматическом театре режиссером, актером, художником. В 1957 году Б. Харламов со своей женой актрисой Корнелией Рутковской, покинул Воркуту, переехав в Ленинград. Там, в Доме ветеранов сцены, 7 октября 1963 года скончался.
Художник спектакля – Яков Яковлевич Вундер, уроженец Саратовской области, трудармеец. В 1942 году был арестован как член контрреволюционной группировки. Срок отбывал в Воркутлаге. После освобождения остался в Воркуте. Работал художником-оформителем, геологом. Великолепный фотограф. Трагически погиб в 1966 году. В воркутинском краеведческом музее хранятся его картины, этюды, наброски, фотографии.
Музыку к спектаклю написал Владимир Владимирович Микошо, дирижер, композитор, музыковед, выпускник Киевской (1916) и Московской (1929) консерваторий. Микошо В.В. был дирижером 1-го Московского большого концертного ансамбля «Перфоманс», руководителем Малого симфонического оркестра «Мосгоскино». В 1941 г. ушел в народное ополчение, организовал военный оркестр. Попал в окружение под г. Ельня. Дважды бежал из плена. Арестован в 1943. Осужден по ст.58-1 «б» УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. Направлен в Воркутинский ИТЛ. В 1944 -1946 гг. являлся главным дирижером Воркутинского музыкально-драматического театра. В 1947-1950 гг. разработал и читал циклы лекций «Великие русские композиторы» и «Классики русской музыки», руководил музыкальной студией при Доме пионеров г. Воркуты. Освобожден в 1951 г., оставлен в ссылке в Воркуте. В 1952 году переехал в Сыктывкар, преподавал в музыкальном училище. В 1958 г. был реабилитирован, жил в Москве.
Считают, что в числе других не дошедших до нас пьес, «Мастерица варить кашу» предназначалась для самодеятельных спектаклей.
Премьеру показа «Мастерица варить кашу» актеры театра «Синяя птица» посвятили 75-летию Воркуты и 75-летнему юбилею Воркутинского драматического театра.

О. Зайцева

 

Оставить комментарий

Войти с помощью: