ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА МИХАИЛ НИКИШИН

Михаила Дмитриевича Никишина своим Героем Воркута считает наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Шатурой, Сыктывкаром, Ухтой, Воропино.

Михаил Никишин родился 25 октября 1907 года в деревне Воропино, ныне Шатурского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил три класса школы в селе Архангельском (сейчас село Пышлицы).

Кстати, школа уникальна – в 2015 году исполнится 152 года со дня первого упоминания в архивных документах о ее открытии. И это единственная школа в России, из стен которой вышли три Героя Советского Союз, все – лётчики: Николай Павлович Кочетков (с 2009 года школа носит его имя), Михаил Дмитриевич Никишин, Александр Петрович Савушкин.

После 1917 года М. Никишину в школе учиться не довелось – началась революция, а с ней голод, разруха. На семью обрушиваются несчастья: в 1924 году сгорел дом, а через год Михаил становится главой семьи – умирает отец, дали знать раны, полученные в Первой мировой войне. Нужно было помогать матери, младшим брату и сестре.
Сначала Михаил работал в поле, на фабрике. С мечтой об учебе отправляется в Москву. Плотник, рабочий на цементно-известковом заводе, студент строительно-конструкторского техникума – таковы этапы трудовой биографии будущего героя.
В 1933 году по линии райкома партии Никишин направлен в военную авиационную школу города Энгельса. После окончания в 1935 году становится инструктором в Дмитровской авиационной школе при Управлении строитель¬ством канала Москва-Волга.
«В 1938 г. по приказу ОК НКВД СССР был направлен на работу на Крайний Север на строительство железной дороги Котлас-Воркута Севжелдорлаг НКВД СССР на должность командира авиаотряда, где и работал (летал) по сентябрь 1941 г…», – пишет М.Д. Никишин в своей автобиографии.
Авиаотряд располагался сначала в Княжпогосте, а с уходом железной дороги на северо-восток переместился в быстро растущую промышленную Ухту. Здесь семью Никишиных и застала война.

Уже с сентября 1941 года М.Д. Никишин – на фронтах Великой Отечественной. Несколько месяцев его держали на хозяйственных трассах: полеты в осажденный Ленинград, перевозка боеприпасов и топлива для передовой на бипланах По-2 или Р-5.
Осенью 1942 года Никишин оказывается на одном аэродроме с Учебно-тренировочным авиационным полком только что созданной 14-й воздушной армии Волховского фронта. Ему удается убедить руководство, и его направляют на обучение полетам на самолете-штурмовике. Давнюю мечту стать летчиком-истребителем пришлось забыть.
Михаила Дмитриевича направили в 448-й штурмовой авиационный полк 14-й воздушной армии на должность заместителя командира авиаэскадрильи.
С сентября 1942 г. начинается новый этап его военной карьеры – полеты на штурмовиках ИЛ-2, вооруженных реактивными снарядами. Эти самолеты были особенно популярны в пехоте, потому что работали непосредственно для нее: вместе шли в атаку, прокладывая ей путь. Никишина знали и командиры, и бойцы, его эскадрилью заказывали для поддержки войск. После войны в архивах рейха найдут «Дело Никишина». За него была назначена именная премия, от его ударов рекомендовалось «укрываться поглубже».
Вот сведения из наградного листа на командира авиаэскадрильи 448-го авиационного штурмового авиационного Нарвского полка штурмовой авиационной дивизии старщего лейтенанта М.Д Никишина:
«…В Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует: Волховский фронт — с сентября 1941 г. по февраль 1944 г., Ленинградский фронт — с февраля 1944 г. по апрель 1944 г., 3-й Прибалтийский фронт — с апреля 1944 г. по июль 1944 г., Ленинградский фронт — с июня 1944 г.
За период пребывания на фронтах старший лейтенант Никишин совершил 214 вылетов по спец. заданию на самолетах ПО-2, Р-5 и в составе полка за период с 23 апреля 1943 г. по 25 сентября 1944 г. 87 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество ст. лейтенант Никишин награжден двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степени, медалью «За оборону Ленинграда».
Работая с 23 августа 1944 г. командиром эскадрильи, навел четкий порядок, организованность и железную воинскую дисциплину среди подчиненных. В боевых действиях полка по освобождению от немецких захватчиков Советской Эстонии эскадрилья ст. лейтенанта Никишина по боевой работе заняла первое место в полку. За этот период летным составом авиаэскадрильи произведено 47 эффективных боевых вылетов, не имея при этом ни одной боевой и небоевой потери. Летный состав, следуя примеру командира, героически сражается над полем боя, делая по 4—5 заходов на цель.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фрон¬те борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, за высокую организованность, четкий порядок, и железную воинскую дисциплину в эскадрилье, за умелое и мужественное руководство боевыми действиями групп самолетов над целью, ходатайствую о представлении старшего лейтенанта Никишина к высшей правительственной награде — званию «Герой Советского Союза» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 г. М.Д. Никишину было присвоено звание Героя Советского Союза.

1945 год Михаил Никишин встретил уже капитаном ВВС.

С 1946 года майор Никишин – в отставке

В 1948 г. окончил школу высшей летной подготовки ГВФ. Его вновь приглашают перебраться в Ухту. Однако семья уже окончательно решила обосноваться в Москве. Но… еще более 8 лет сам Никишин летал по заданиям строителей новых городов – Ухты, Воркуты и Норильска, стал пилотом-инспектором на северных трассах, делился опытом с молодыми летчиками. Север не отпускал! Ухткомбинат, Норильск (в 1953 г. выйдя на пенсию, продолжал работать в Московской конторе Норильского горно-металлургического комбината в должности инженера по транспорту) и Полярная авиация посодействовали ему в получении квартиры в престижной высотке на Котельнической набережной в Москве.

В 1954 г. Никишин по состоянию здоровья освобожден от полетов. Однако «дядя Миша», – так его звали за сохранившийся задор и тягу к жизни, продолжал оказывать помощь сослуживцам по ухтинскому авиаотряду, который был расформирован в 1953 году, в поисках работы, а их семьям решить житейские проблемы. Звание Героя помогало, как отказать такому заслуженному человеку!

Михаил Дмитриевич был одним из инициаторов сбора однополчан в сквере возле Большого театра в День Победы, 9 мая: чувство воинского братства придавало новые силы и надежды надолго…

Жизнь Героя Советского Союза Михаила Дмитриевича оборвалась 29 декабря 1982 года: вернулся с работы, прилег и умер. М.Д. Никишин похоронен на московском Кунцевском кладбище. В Сыктывкаре на Аллее Славы помещен барельеф героя.

А воркутинское небо помнит шум двигателей самолета летчика Никишина…

Опубликовано 30.04.2020 Режим доступа: https://vk.com/vbiblioteki?w=wall-52580656_5158.

Источники:

Зайцева, О. Воркутинское небо Михаила Никишина [Текст] / О. Зайцева // Республика – Воркута. –  2015. – 13 марта. – С. 15 : фото.

Никишин, М.Д. Автобиография [Текст] / М.Д. Никишин // Архив МБУК «ЦБС».

Фото:

Памятник Героям Советского Союза:

Кочеткову Н.П., Никишину М.Д. и Савушкину А.П. на площади перед Пышлицкой средней школой (скульптор В.М. Рещиков). Установлен в 2012 г. Фото предоставлено Чистяковым Н.Д., заслуженным краеведом России, инициатором возведения памятника.

Стела в честь М.Д. Никишина в ансамбле мемориального комплекса в честь шатурян – Героев Советского Союза, открытого 8 мая 1985 г. Фото предоставлено Н.Д. Чистяковым, заслуженным краеведом России. г. Шатура, 9 мая 2015 года.

Барельеф М.Д. Никишина. Мемориал «Вечная слава», г. Сыктывкар.  Апрель 2015 года. Фото из архива  МБУК «ЦБС».

Смотрите также

Руководитель комбината Воркутуголь

120 лет со дня рождения Алексея Демьяновича Кухтикова (27.02.1904 – март 1985) – политического работника, …

Добавить комментарий

Войти с помощью: