Николай Лошаков: Судьба героя

17 декабря исполняется 95 лет со дня рождения летчика-истребителя, заслуженного работника народного хозяйства Коми АССР, почетного шахтера Николая Кузьмича Лошакова (17.12.1923 – 14.02.1984).

Его имя в Воркуте 70-х было известно всем – от мала до велика. Удивительна судьба этого человека!

Николай Кузьмич Лошаков родился 17 декабря 1923 года в селе Малинино Тимашевского района Краснодарского края. На фронтах Великой Отечественной войны Николай Лошаков с 1942 года после окончания Краснодарской военно-авиационной школы. 27 мая 1943 г. его самолет был сбит. Лошаков выпрыгнул с парашютом и приземлился на вражеской территории.

Попал в плен. Прошёл через несколько лагерей. 11 августа 1943 года вместе с сержантом Иваном Александровичем Денисюком бежал, использовав для побега немецкий самолёт «Шторх». Они стали первыми, кто отважился на такой дерзкий шаг!

12 августа 1943 года у деревни Бритино Маловишерского района Ленинградской (сейчас Новгородской) области оба бежавших из немецкого плена были арестованы сотрудниками «СМЕРШа» Волховского фронта. В декабре 1943 года суд приговорил Денисюка к 20 годам каторжных работ (освобождён был только в 1951 году), так как тот практически сразу подписал все, что инкриминировали: измену родине, добровольный переход на сторону врага. А вот с Лошаковым вышла заминка: в плену он был три месяца, партийный билет сохранил, и в сущности совершил невозможное – угнал самолет с немецкого аэродрома! Один из судей ОСО (особого собрания) вообще предлагал освободить Лошакова, но двое других были непреклонны. Лошаков на всех допросах вины не признавал и ничего не подписал. 4 декабря 1943 года Лошаков был осуждён ОСО НКВД за измену во время пребывания в плену на 3 года с 12 августа 1943 года по 12 августа 1946 года. В январе 1944 года прибыл в Воркутлаг. 12 августа 1945 года Н.К. Лошаков освобождается из лагеря по амнистии со снятием судимости. Полностью реабилитирован и восстановлен в партии был лишь в апреле 1959 года.

Лошаков мечтал вернуться в авиацию, но после ранения руки путь в небо был закрыт. Он начинает работать авиамотористом в авиаотряде комбината «Воркутауголь», но уже через пару месяцев в возрасте 22 лет становится начальником центрального аэропорта авиаотряда. Участвовал в спасении людей со льдины после аварии тяжелого самолета в Байдарацкой губе и розысках пропавшего экипажа командира авиаотряда Зайцева в январе 1947 года. Позже за организацию по спасению самолетов и другие заслуги Николай Лошаков был награжден знаком «Почетный пограничник».

Вскоре Н.К. Лошаков перешел работать на шахту. После окончания горного техникума стал начальником участка на шахте № 40 («Воркутинская»). Был признанным профсоюзным лидером, с 1970 по 1983 год работал председателем Воркутинского территориального совета ВОИР. Н.К Лошакову были присвоены звания «Почётный шахтёр СССР» и «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР». Награждён знаками «Шахтерская слава» II и III степеней. В 1961 году кинорежиссер В. Соломоник снял о Николае Лошакове документальный фильм «Продолжение подвига».

В 1984 году Н.К Лошаков уехал на родину, в Краснодарский край, где вскоре, на 60-м году жизни, умер.

Память о Николае Кузьмиче Лошакове была увековечена в Воркуте спустя почти 30 лет – 8 мая 2012 года на здании штаба Воркутинского авиапредприятия установлена памятная доска. Автор проекта – сыктывкарский художник Юрий Лисовский.

В этом же году было выпущено издание «Герои и жертвы. Летчики Великой Отечественной» в 2-х книгах.

Книги посвящены летчикам, совершившим героические побеги из плена в годы Великой Отечественной войны на угнанных ими самолетах противника, об известных и малоизвестных страницах истории того периода. Автор-составитель сборника о воркутинце Н. Лошакове (кн. 1) – Циля Израйлевна Зильберг (21.02.1925 – 01.01.2016), на момент издания работавшая главным библиографом Национальной библиотеки Республики Коми, заслуженный работник культуры Республики Коми и Российской Федерации, действительный член Международной академии авторов научных открытий и изобретений. Автор-составитель второй книги – бывший летчик и историк авиации Юрий Викторович Дунаев.

В 2013 году имя Николая Кузьмича Лошакова внесено в список «100 имен Воркуты».

Справочно. В годы войны побег из плена на фашистском самолете совершили еще девять человек. Все они, приземлившись на советской территории, были арестованы, никто не избежал лагерного срока. Лишь один из них – Михаил Девятаев – после реабилитации в 1957 году был удостоен звание Героя Советского Союза.

О. Зайцева

Использованные источники:

Герои и жертвы: Летчики Великой Отечественной [Текст] : докум. Повествов. В 2-х кн.; Летчик Николай Лошаков / авт.-сост. Ц.И.Зильберг. – Сыктывкар: [б.и.], 2012. – Кн. 1. – 44 с.

Из плена…на самолете [Текст] // Фронтовики Республики Коми: документальный фотоальбом «Память огненных лет» / авт.-сост. И.Н. Кильдюшов; гл.ред. А.К. Конюхов. – Сыктывкар : Коми книжное издательство, 2000. – Книга третья. – С. 282 – 283.

Бобракова, Г. Без посмертных почестей: Почему в Воркуте не увековечивают память героя-летчика Николая Лошакова? [Текст] / Г. Бобракова // Республика. – 2010. – 17 декабря. – С. 4.

Смотрите также

Воркута, Воркуте, Воркутою…

Персональная фотовыставка Сергея Щербака «Воркута. Широкий взгляд», открытие которой состоялось 2 марта в городском выставочном …

17 комментариев

  1. 1. «На фронтах Великой Отечественной войны Лошаков… после окончания Краснодарской военно-авиационной школы».
    = =
    Лошаков воевал на Ленинградском фронте после окончания Краснодарской военно-авиационной школы пилотов.

  2. Юрий Дунаев
    2. «»…вместе с сержантом Иваном Александровичем Денисюком…».
    = =
    Воинское звание И.А. Денисюка — старший сержант.
    Арестант Н.К. Лошаков в Заявлении «Начальнику Управления контрразведки гр. Абакумову» 10.09.1943 г. написал: «…Взаимно договорившись с механиком самолета о побеге со ст. сержантом Денисюк И.А. …».

  3. 3. Утверждение: «…вместе с сержантом Иваном Александровичем Денисюком бежал, использовав для побега немецкий самолёт… оба бежавших из немецкого плена были арестованы…»
    отличается от того, что известно из выступлений Лошакова:

    23.02.1972 г. С. Чайка в репортажной статье о встрече Лошакова с воркутинскими школьниками сообщил в газете «Заполярье» следующее: «…Оказавшись раненым и попав немецкий плен, он сумел… завладеть с двумя товарищами вражеским самолетом. На нем они перелетели через линию фронта и вернулись к своим»;

    02.11.1977 г. Т. П. Борисевич — корреспондент комсомольской газеты Коми АССР «Молодежь Севера», рассказывая о встрече Лошакова с военнослужащими Сыктывкарского гарнизона, назвала третьего участника перелета – пленного Георгия Зотова.

  4. 4. Утверждение: «…суд приговорил Денисюка к 20 годам каторжных работ…» не соответствует действительности.
    = =
    И.А. Денисюк был осуждён по ст. 58-1 «б» УК РСФСР на 10 лет лишения свободы.

  5. 5. Утверждение: «Один из судей ОСО (особого собрания)…» является авторским набором слов, не имеющим отношения к действительности.
    = =
    Решение о лишении свободы выносил внесудебный орган власти — т.н. Особое совещание при НКВД СССР, в состав которого судьи не входили.

  6. 6. Утверждение о том, что Лошаков 12.08.1945 г. был освобожден по амнистии якобы «со снятием судимости» не соответствует действительности.
    = =
    Лошаков, заполняя 20.01.1948 г. Анкетный лист при приеме на работу в Сыктывкарский отдельный авиаотряд на должность начальника аэропорта Воркуты, указал: «…освобожден досрочно по амнистии 11 августа 1945 года. Судимость не снята».

  7. 7. Более того, 24.02.1950 г. вновь возникла угроза лишения свободы – по невыясненной причине начальника ИТС шахты № 5 Лошакова уволили по ст. 47 «д» КЗоТ РСФСР, применявшейся «в случае пребывания нанявшегося под стражей более двух месяцев». 14.05.1950 г. в Трудовую книжку внесли отметку: «Запись № 6 [об увольнении] считать недействительной», трудоустроив его «рабочим очистного забоя».

  8. 8. Утверждение: «Полностью реабилитирован и восстановлен в партии был лишь в апреле 1959 года» не соответствует действительности.
    = =

    Лошаков был полностью реабилитирован 06.11.1958 г.:

    «ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ
    М О С К О В С К О Г О
    ВОЕННОГО ОКРУГА
    06 ноября I958 г. № Н-5686/ос.
    г. Москва, Арбат, 37

    СПРАВКА

    Дело по обвинению ЛОШAKOBA Николая Кузьмича, 1923 года рождения, бывшего летчика 14 гвардейского краснознаменного авиаполка, младшего лейтенанта, арестованного I2 августа 1943 года, пересмотрено Военным трибуналом Московского военного округа 6 ноября 1958 года.
    Постановление от 4 декабря 1943 года в отношении ЛОШАКОВА Н.К. отменено и дело о нём прекращено за отсутствием состава преступления.

    ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА МВО
    ПОЛКОВНИК ЮСТИЦИИ
    Гербовая печать /Н. ГУРИНОВ/».

    В июне 1959 года его восстановили кандидатом в члены КПСС, восстановив тем самым кандидатский стаж, исчислявшийся с марта 1942 года, когда курсант КВАШП Лошаков был стал кандидатом в члены ВКП(б).

    В сентябре 1959 года он был не «восстановлен», а принят в члены КПСС.

  9. 9. Утверждение: «…в возрасте 22 лет становится начальником центрального аэропорта авиаотряда» противоречит сообщению о дате рождения: «17.12.1923».
    = =
    Начальником Центрального аэропорта авиаотряда комбината «Воркутуголь» НКВД СССР Лошаков был назначен 27.11.1945 г. — в возрасте 21 года.

  10. 10. Утверждение о том, что Лошаков был награжден якобы знаком «Почетный пограничник», не соответствует действительности.
    = =
    Лошакову 05.10.1969 г. вручили иной почётный знак, а именно: знак «Отличный пограничник», который вместе с Удостоверением хранится в Тимашевском музее семьи Степановых.

    И произошло вручение через 22 года и 9 месяцев после январских событий 1947 года, связанных с поиском разбившегося самолета и погибшего экипажа авиаотряда комбината «Воркутуголь». В данной связи утверждение о том, что якобы «Позже за организацию по спасению самолетов… Николай Лошаков был награжден знаком «Почетный пограничник»», не подтверждается никакими документами и носит голословный характер.

  11. 11. Утверждение: «После окончания горного техникума стал начальником участка на шахте № 40…» не соответствует действительности.
    = =

    В Трудовой книжке Лошакова зафиксировано, что 01.11.1956 г. он был «Принят по переводу начальником подземного участка шахты 40» (и работал в этой должности до 01.10. 1962 г.).

    Воркутинский горный техникум — по специальности «Подземная разработка угольных месторождений» с присвоением квалификации горного техника и вручением соответствующего диплома — Лошаков окончил 25.06.1959 г.

  12. 12. Утверждение: «…с 1970 по 1983 год работал председателем Воркутинского территориального совета ВОИР» не соответствует действительности.
    = =
    На этом посту Лошаков — как указано в его Трудовой книжке — работал с 14.06.1971 г. по 19.03.1981 г.

  13. 13. Судя по приведённому перечню почётных званий и знаков, автор «лишила» Лошакова ряда трудовых наград, включая шахтёрские:
    а) звание «Заслуженный шахтер Коми АССР»* — см. Указ Президиума Верховного Совета Коми АССР «О присвоении почетных званий Коми АССР» от 06.11.1959 г. (не пояснив, что наличие именно этого звания явилось основанием для вручения в 1963 году знака «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР»*).
    б) нагрудный знак «Шахтерская слава» I степени (1965).

    * Если обратиться к «Своду правовых актов и иных документов, принятых органами законодательной власти Республики Коми…», то выяснится, что 03.12.1963 г. был принят Указ о частичном изменении ранее принятых Указов Президиума Верховного Совета Коми АССР от 06.11.1959 г., установивший, в числе других, новое звание «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР» и предусмотревший следующее:
    «…
    2. …
    Работникам, удостоенным почетного звания: «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР»,..
    вручается Грамота Президиума Верховного Совета Коми АССР и нагрудный знак «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».
    3. Работникам, имеющим почетные звания: «Заслуженный шахтер Коми АССР»,.. вручить нагрудный знак «Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР».

    4. Признать утратившими Указы Президиума Верховного Совета Коми АССР… [1954-1963 годов] в части установления почетных званий … Заслуженного шахтера Коми АССР,..
    …» («Свод правовых актов…», том VII, с. 191-193).

  14. 14. Нет в статье «Николай Лошаков: Судьба героя» и ни слова о том, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.05.1965 г. № 3537-VI «За боевые отличия в боях с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» лейтенант запаса Лошаков Николай Кузьмич был награжден орденом Красной Звезды (Приложение [часть 2] к изданию «Ведомости Верховного Совета СССР» № 19 за 1965 год. — С. 113).

    Не упоминается и благодарность (с вручением наградного гражданского оружия), объявленная
    «За стойкость и мужество, проявленные при нахождении в плену и побег из плена на вражеском самолете, бывшему летчику 14 гвардейского истребительного авиаполка, ныне лейтенанту запаса Лошакову Николаю Кузьмичу» Приказом Главкома ВВС от 30.03.1961 г. № 36.

  15. 15. Утверждение: «В 1984 году Н.К. Лошаков уехал на родину, в Краснодарский край…» не соответствует действительности.
    = =
    Лошаков уехал из Воркуты в Краснодар на 3 года раньше — в 1981 году.

  16. 16. Утверждение о том, что Лошаков умер якобы «на 60-м году жизни», противоречит указанной дате смерти: «14.02.1984» и произвольно «укорачивает» время его и без того не очень долгой жизни.
    = =
    Николай Кузьмич умер на 61-м году жизни.

  17. 17. Справочное утверждение о других угонщиках немецких самолётов: «…никто не избежал лагерного срока. Лишь один из них – Михаил Девятаев – после реабилитации в 1957 году был удостоен звания Героя…» не соответствует действительности.
    = =

    И. Пыхалов, подвергнувший в книге «Великая Оболганная война» (2005) «критическому разбору» «популярные военные мифы», отмечает следующее:
    «Рассказывая о подвиге Девятаева, нынешние СМИ обязательно добавляют, что вернувшись к своим, он якобы попал в ГУЛАГ и был освобожден только после смерти Сталина. Вот что говорит по этому поводу сам Девятаев:
    “Михаил Петрович, а правда, что вы после побега из плена пятнадцать лет сидели? – иногда задают мне вопрос.
    Что же? Такие толки породили годы безгласности. Нет. Я не сидел в тюрьме. Эти слухи пора развеять. Но сразу же после побега мною, моими друзьями по экипажу особо не восторгались. Скорее наоборот. Мы подверглись довольно жестокой проверке. Длительной и унизительной“ {866}.
    И действительно, пройдя проверку, в ноябре 1945 года старший лейтенант Девятаев был уволен в запас. С 1946 года он работал в Казанском речном порту {867}.
    К сожалению, подвиг Девятаева действительно не был своевременно оценен по заслугам. Лишь 15 августа 1957 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза{868}. Тем не менее, репрессиям он не подвергался.

    {866} Девятаев М.П. Побег из ада. Казань, 2000. С. 158-159.
    {867} Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т. 1. М., 1987. С. 411.
    {868} Там же.»*.

    *Данное извлечение из книги И. Пыхалова процитировано во второй книге издания «Герои и жертвы. Летчики Великой Отечественной» (с. 155), упомянутой, но не рассматривавшейся в качестве источника достоверной информации автором статьи «Николай Лошаков: Судьба героя».

Добавить комментарий

Войти с помощью: