Гений места

Сегодня, 30 августа 2022 года, художнику Вениамину Ивановичу Смирнову (1937-1996) исполнилось бы 85 лет.

Творчество Вениамина Смирнова – одна из наиболее ярких и талантливых страниц в истории изобразительного искусства Республики Коми.
По емкому определению исследователя его творчества, искусствоведа Ольги Орловой, «Вениамин Смирнов – художник и человек ренессансного типа. Скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, поэзия – все это есть в его творческом наследии, к сожалению, в большей своей части утраченном».

Наверное, это была его какая-то кармическая сущность. В 1970-м году на выставке «Советская Россия», которая открылась в Центральном выставочном зале в Москве 27 февраля, нашу республику представляли шесть художников. От Воркуты трудный барьер отбора (выставка была посвящена 100-летию со дня рождения В.И. Ленина) прошел лишь Вениамин Смирнов. Из его работ экспонировалась трехфигурная композиция из шамоты «Оленеводы». Другая его работа, рекомендованная для показа, была разбита (!) при демонтаже экспозиции зональной художественной выставки «Советский Север–3», проходившей в Петрозаводске (Заполярье. 1970. 22 февр. С. 4).

«Подвижность пластического языка, восприимчивость, зрелость понимания окружающего и, в то же время, «взгляд ребенка» – все это составляло творческую личность В. Смирнова. Вне такой искренности настоящее искусство, как и любовь, не может существовать», – пишет о творчестве художника О. Орлова.

Вениамин Иванович Смирнов родился 30 августа 1937 в Ленинграде на Выборгской стороне, в рабочей семье. «Мои родители оставались в Ленинграде и во время блокады – мать продолжала работать на заводе, отец воевал на Ленинградском фронте». В начале Великой Отечественной войны В. Смирнов был вывезен в Ярославскую область, в село Ревятино, где жил у родителей отца. В 1945 вернулся в Ленинград.
Сам Вениамин Смирнов вспоминал, что в детстве мечтал стать летчиком-испытателем, а рисовал как все дети. Однако после 8 класса, в 1952 году, поступил в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова, которое закончил с отличием в 1957. В этом же году, сдав только специальность – скульптуру, композицию, рисунок, – был зачислен в Академию художеств (Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина) в мастерскую А.М. Керзина.
Поездки по стране – «чтобы набраться впечатлений» – с археологическими и геологическими партиями в Закавказье (Баку) и Среднюю Азию (Таджикистан, Бухара), в Сибирь и на Дальний Восток, любимые лекции по истории искусств – сформировали его образованность, внутреннюю культуру, широкий кругозор, высокие творческие ориентиры уже в годы учебы.

В 1963 году В.И. Смирнов получил свободный диплом Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина с присвоением квалификации «художник-скульптор».
В Воркуту он попал по приглашению Рема Николаевича Ермолина, также выпускника Академии художеств, который приехал в Ленинград набирать художников для работы в Коми республике. 1 августа 1963 г. В.Смирнов был направлен в Заполярье «в распоряжение Коми отделения художественного фонда РСФСР для работы в должности скульптора». С этого времени вся творческая жизнь В. Смирнова связана с Воркутой.
В 1964 г. В. Смирнов участвует в первой зональной выставке «Советский Север», проходившей в Архангельске, где его работы сразу привлекают внимание как художника со своеобразным творческим почерком.
В 1966 году в газете «Советская Россия» после выставки молодых художников Коми АССР в Сыктывкаре, где Смирнов представил около 30 работ, спецкор газеты Ю. Бычков напишет: «Многочисленные работы воркутинца В. Смирнова вызывают противоречивые суждения как у зрителей, так и в среде художников. Председатель выставкома Р. Ермолин не скрывает своего острокритического отношения к творчеству Смирнова. А между тем выставком отобрал и экспонировал десятки работ Вениамина Смирнова, добрую половину «творческого наследства» молодого скульптора, недавнего выпускника Ленинградского художественного института. Смирнов своеобычен. Трудолюбивый и восприимчивый. Он работает и как скульптор, и как керамист, и как график, и как художник по росписи тканей. Он блестящий исполнитель всех этих сложных по технологии художественных работ. Грамотный керамист, он также блестяще делает перовые рисунки Его батики привлекают изысканной культурой исполнения. Декоративный характер его скульптур вызывает зрителей на плодотворные раздумья и споры о месте произведений пластики в жизни.
Смирнов пропагандирует в Воркуте и Сыктывкаре неведомые здесь ранее формы изобразительного искусства, делом опровергает глубоко ограниченное представление, что изобразительное искусство — это только картина в раме да скульптура на подставке. Правда, творчество Смирнова пока неглубоко. И не напрасно от него требуют большего. Но он художник. Все, чего касаются его ум и руки, оборачивается некоей эстетической ценностью. А для расцвета искусства необходима эстетическая среда» (Советская Россия. 1966. 30 авг.).
В этом же году, осенью, В. Смирнов будет единственным представителем от Воркуты на Всероссийской выставке.

25 июня 1967 года в газете «Заполярье» состоится литературный дебют В.И. Смирнова. И это его творчество станет востребованным и любимым у почитателей талантливого художника. Единственный прижизненный сборник стихов В. Смирнова «Край сердца» был выпущен в 1981 году.

В 1967 г. скульптор Нина Ильинична Нисс-Гольдман рекомендовала В. Смирнова, «как скульптора даровитого и уже проявившего себя в серьезной творческой работе» для вступления в члены Союза художников РСФСР. В личном деле художника сохранились рекомендации А. Николаева («молодой, талантливый скульптор… проявил себя активным, серьезным художником»), скульптора Марты Житковой, знавшей его с 1965 и считавшей его уже тогда «зрелым художником» («ищущий, разносторонне одаренный художник». «Мне нравится серия его скульптур – «ненцы», его поиски в текстиле – батики, тонкие и изящные рисунки пера (портреты ненцев)». 23 апреля 1968 Вениамин Иванович Смирнов стал был принят в Союз художников СССР.

Осенью 1968 года В. Смирнов вместе с художниками Александром Белашовым и Германом Черемушкиным выехали в творческую командировку от Союза художников СССР и Главного управления пограничных войск СССР на Чукотку. В 1973 в издательстве «Советский художник» вышла книга «Чукотка», написанная и оформленная участниками экспедиции.

В. Смирнов обращался к острым международным темам: второй мировой войны и узников концлагерей, трагедии Вьетнама («Горящая Земля. Вьетнам»), Чили («Памяти Виктора Хары», «Памяти Альенде»), Хиросимы («Седая Япония»), изыскивая новые формы публицистического воздействия на зрителя.

В 1975 году состоялись зарубежные дебюты воркутинского скульптора: его скульптурная работа «Майна!» была отобрана для выставки советского изобразительного искусства в Италии (экспонировалась в Италии и Греции в 1976 году), а лирическая скульптура «Осеннее солнышко» демонстрировалась в выставочных залах в Болгарии (Красное знамя, 1975. 19 нояб.).

В Воркуте первая персональная выставка В.И. Смирнова экспонировалась в 1970 году. Она открылась 5 июля во Дворце пионеров и школьников и была посвящена 25-летней годовщине победы над фашистской Германией. Борьба за мир стала главной темой произведений художника, выполненных в технике батика. Были представлены и некоторые скульптурные работы (Заполярье. 1970. 4 июля).

Лишь спустя 20 лет (1991) состоялась вторая выставка. На второй персональной выставке Вениамина Смирнова было представлено около двух десятков декоративных работ, выполненных в сложной технике и различными материалами – это терракота и гипс, шамот и керамика, бронза и стекло, глина и дерево…
В 1978 и 1991 годах прошли его персональные выставки в Сыктывкаре, где она пользовалась большим успехом у жителей и гостей столицы. Последняя персональная выставка художника (1991) – это свыше 180-ти, в основном, монументальных, крупномасштабных скульптурных работ, живописных полотен, потрясающих батиков. На этой выставке его часто называли «гений».
А потом не стало страны, где художник родился. Новое время, новые условия, новые правила жизни…Стало нечем платить за мастерские. И однажды он обнаружил двери мастерских открытыми, всё было вывезено работниками жэка на свалку как хлам… Этого удара художник уже не смог вынести. Почему рядом с ним не оказалось друзей, знакомых, коллег, которые могли бы хоть словом поддержать? Бог весть…
Вениамин Иванович Смирнов ушел из жизни 27 декабря 1996 года в психиатрической больнице поселка Октябрьского. Лишь в январе это известие дошло до собратьев по перу, похоронили художника на городском кладбище.
Остались его картины, скульптуры, стихи. Жива память о нем, а значит, жизнь продолжается…

Работы В.И. Смирнова хранятся в Национальной галерее Республики Коми, Воркутинском музейно-выставочном центре, в частных коллекциях, в том числе и за рубежом. Имя Вениамина Ивановича Смирнова включено в список «Сто имен Воркуты».

О.Зайцева

Источники:

Самсонова, Л. «25 годовщине победы…» [Первая персональная выставка В.И. Смирнова] // Заполярье. – 1970. – 4 июля. – С. 3.

Воркутинские «Оленеводы» на Всероссийской выставке // Заполярье. – 1970. – 22 февр. – С. 4.

Кублицкий В. Коми АССР, с. 179-207.//Изобразительное искусство автономных республик РСФСР.- Л., 1973.

Фото работ: Фото В.И. Смирнова из архива МБУК «ЦБС».

Смирнов Вениамин Иванович.  Майна! Период создания: 1970-е гг. Материал, техника: чугун, покраска Размер:60х25х19. Местонахождение: Бюджетное учреждение культуры Удмуртской Республики «Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=26133687

В.И. Смирнов «Оленеводы. 1969 (шамот) //Север. —  1970.- № 2.- С. 112.

Смирнов Вениамин Иванович. Скульптура «Женщина». Период создания: 1950-60-е гг.
Материал, техника: бисквит, керамика. Размер:32,0х36,0х23,0. Место создания: Коми АССР, г. Воркута. Местонахождение: Государственное областное автономное учреждение культуры «Мурманский областной краеведческий музей». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22157295

Смирнов Вениамин Иванович. Сын тундры. Период создания:1980-е. Материал, техника: шамот, роспись, глазурь. Размер:81,5 х 54 х 14. Местонахождение: Бюджетное учреждение культуры Вологодской области «Вологодская областная картинная галерея». https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22246736

Смирнов Вениамин Иванович. Север. 1969. Горячий батик. Местонахождение: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Воркутинский музейно-выставочный центр».

#Воркута #78_лет_Воркуте #День_в_истории_города #События_и_люди

Смотрите также

Воркута, Воркуте, Воркутою…

Персональная фотовыставка Сергея Щербака «Воркута. Широкий взгляд», открытие которой состоялось 2 марта в городском выставочном …

Добавить комментарий

Войти с помощью: