РЕДКИЙ «БАЛАГАН»: МОЛОДЕЖЬ СМЕШИЛИ В СТИЛЕ ДЕЛЬ АРТЕ

25 марта в «Гагаринке» — центральной детско-юношеской библиотеке имени Ю. А. Гагарина состоялся спектакль самодеятельного молодежного театра «Аманте». 

У этого уникального коллектива есть множество друзей и поклонников, которые по достоинству оценивают дерзновенность ребят, называющих себя театр «Аманте».  Они не боятся трудных задач. В активе театра – несколько пьес на остросоциальные темы. И эти пьесы участники театра не только ставят, но и пишут сами!

На этот раз для постановки была взята готовая пьеса «Балаган» известного российского драматурга Валентина Красногорова.  И все же это вновь была очень и очень трудная задача! Задача, за решение которой возьмется далеко не каждый профессиональный театр! Спросите, почему?

В пьесе «Балаган» — три действующих лица. Два клоуна и клоунесса. Но они не просто «исполняют» заданное – они разыгрывают пьесу, которая рождается прямо на глазах у публики!

— Пьеса написана в жанре commedia dell’arte. – объясняет автор пьесы Валентин Красногоров в   предисловии к «Балагану». — Этот жанр требовал от актеров дара импровизации и живого контакта со зрителями. Ранее драматурги даже не выписывали полностью текст такой пьесы. Они давали только канву сюжета и предоставляли свободу дальнейшего творчества самим артистам. Актеры, в свою очередь, были хорошо натренированы играть в этом стиле, потому что искусство дель арте передавалось веками из поколения в поколение. В зависимости от «злобы дня», количества и состава публики, ее реакции и настроения, характера помещения и пр., текст и игровые приемы в одной и той же пьесе варьировались от спектакля к спектаклю. Теперь это искусство в значительной мере утеряно.

В комедии дель арте, – продолжает драматург, — игровое начало часто важнее буквального следования тексту. Ее трудно читать, ее надо уметь видеть на сцене. Пантомима, буффонада, музыка, пение, танец, слово, — все они сливаются в единое действо.
В силу особенности жанра, диалоги этой пьесы приблизительны, они дают лишь основу спектакля. Текст диалогов и ремарок написан с таким расчетом, чтобы создавалась иллюзия абсолютной спонтанности происходящего, чтобы на сцене царила атмосфера полной артистической свободы, чтобы зрителю казалось, что спектакль не отрепетирован и заучен заранее, а рождается прямо у него на глазах.

Понимаете? В библиотеке разыгрывалась не просто пьеса — но пьеса импровизационная. При этом в пьесе – два клоуна. А в нашем случае этих клоунов играли… две девушки. В спектакле вообще участвовали три юные грации. И именно они смешили зрителей на протяжении полутора часов!

— Опасность жанра заключается и в том, — объяснял драматург, — что импровизация легко может перерасти в пошлую отсебятину, пережим и наигрыш. Поэтому актеру должны быть присущи интеллект и чувство самоконтроля. Актерская свобода должна сочетаться с жесткой самодисциплиной. Постановщик и артисты должны обладать еще вкусом и чувством меры и, поддерживая связь с публикой, не идти у нее на поводу.

Теперь понимаете, на какой опасный эксперимент отважились наши героини?! И три юные грации — Вера Кузина, Елизавета Петренко и Анна Нахтигал – замечательно справились со столь сложной задачей!

Зрители расходились в прекрасном настроении, насмеявшись от души!
А ведь быть смешным – это очень трудное искусство! Не говоря уже о разыгрывании пьесы в стиле, который считается утраченным!

Текст и фото — Елена ПОЛОВЦЕВА.

Смотрите также

АФГАНИСТАН: ГОРЯЧИЕ СЕКУНДЫ ЖИЗНИ

В Центральной детско-юношеской библиотеке 16 февраля 2024 года для воспитанников ГОУ РК «Школа-интернат №1» г. …

Добавить комментарий

Войти с помощью: