Экологическое просвещение: новые подходы

Современная обстановка в области экологии становится с каждым годом все более удручающей. Ухудшается состояние почв, загрязняются воды, опресняются моря, уменьшается количество зелёных насаждений, увеличивается уровень средней температуры, что приводит к таянию ледников, уменьшается защитный озоновый слой в атмосфере…  И это далеко не окончательный перечень экологических проблем современности. В связи с этим возрастает значение сознательного подхода и ответственного понимания всей остроты и важности проблем экологии.

В 2017 году в РФ пройдет Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий. 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии (Указ Президента РФ от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии»). Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Год экологии будет организован по двум основным направлениям:

  • развитие заповедной системы;
  • экология в целом.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.  Сделать это можно через экологическое воспитание, просвещение и образование. Это большая, длительная и трудоемкая работа, в которой принимают участие учреждения системы образования и культуры, природоохранные структуры, общественные организации. Эффективность любых природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической грамотности и экологической культуры населения, в том числе и подрастающего поколения.

Проводниками в распространении этих знаний являются дошкольные образовательные учреждения, учебные заведения всех уровней, библиотеки.

19 – 21 октября в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина состоялся Методологический семинар по ведению экологического просвещения в области изучения изменения климата и его последствий.  Пройти обучение были приглашены воспитатели дошкольных образовательный учреждений, педагоги и школьные библиотекари, сотрудники библиотек МБУК «ЦБС». Научный руководитель семинара — Чалышева Любовь Васильевна — руководитель Центра образования для устойчивого развития, доцент Коми государственного педагогического института СыктГУ имени Питирима Сорокина, кандидат биологических наук.

На семинаре было рассмотрено большое количество вопросов. Слушатели познакомились с экологической обстановкой в мире, России и, в частности, особое внимание было уделено вопросам экологии Республики Коми. Узнали об основных компонентах, особенностях климата, факторах, которые влияют на его изменение, последствиях этих изменений, особенно для Арктической зоны. Это таяние вечной мерзлоты, ледников, смещение климатических зон и т.д. Особенно были отмечены тенденция потепления климата, «парниковый эффект» и его причины.

«Осторожно, нас окружает среда», — этим высказыванием писателя Г. Яблонского была открыта тема очередного занятия, посвященного проблемам мусора, загрязнения окружающей среды пищевыми отходами, способами их переработки и утилизации.

Были рассмотрены вопросы состояния особо охраняемых природных территорий – история развития системы, их виды и типы, перспективы развития.

Слушатели принимали участие в тестировании, деловых играх. Всем участникам были розданы методические материалы.

По окончанию участники получили сертификаты слушателя методологического семинара по ведению экологического просвещения в области изучения климата и его последствий.

В статье использованы материалы сайта http://ulyanovbib.blogspot.ru/2015/05/blog-post_19.html.

Текст И. Колесниченко

Фото Н. Назарой, Л. Шмакаловой

Смотрите также

Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб»

Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны длилась 872 (восемьсот семьдесят два) дня с 8 …

Добавить комментарий

Войти с помощью: