О. Хмара «Каторжанка снегов»

Родом из города Березники Пермской области. С 1972 года живет в Воркуте. Окончила Воркутинский горный техникум и Литературный институт им. А.М.Горького, факультет поэзии. Стихи печатались в городских и республиканских газетах, журналах «Север», «АРТ», «Наш современник» и др., коллективных сборниках «Полночное солнце», «Белый бор», «Высокие широты», «Поэзия Победы». Автор двух книжек стихов «Письма в юность» и «До востребования». Один из инициаторов создания театра поэзии и пластики «Ваганты». Член Союза писателей России, Союза журналистов России.

«ИЗ КОЛЕНА РОССИЙСКИХ ИВАНОВ…»

    Современный мир неудержимо трансформируется из созерцательно-лиричного в выверенно — рациональный, пряча свой взгляд под всемирной паутиной. Нас почти перестали волновать высокие материи. Тем не менее, несмотря на повальный прагматизм нашего общества, неистребимая элита настоящих и живых людей, именуемая Поэтами, упрямо и безоглядно продолжает вести мир к вершинам Прекрасного.

    В литературных кругах нет легковесного понятия «поэтесса». Если творческие метания, пройдя дантовыми кругами изматывающих бессонниц, изнуренные поисками единственно верного слова обретают неповторимое звучание и становятся Стихами, то автор, вне зависимости от пола — Поэт. Поэтесса, как сказано кем-то, — это просто жена поэта.

    Поэт Ольга Хмара — естественная представительница вышеобозначенной элиты. Её стихи светлы и притягательны. В них нет ничего наносного и искусственного. Авторская интонация не терпит нарочитого пафоса и фальши. Оттого им веришь. Все оттенки любви и страсти живут в её творчестве. Особенно тонко и проникновенно звучит голос Ольги в стихах, посвященных суровому краю, ставшему для неё родным и желанным: «В том краю любовь и нежность трачу, где берёзки ниже сапога, ивы те, что никогда не плачут…», или — «…присягаю метелями в том, что о тундре моей знает каждый второй на Парнасе, и в больших городах, и совсем неизвестном одном…» — это не позёрство, но позиция.

Очень непростой объект выбран автором для выражения чувств — Заполярье, край пугающий и неприветливый для непосвящённых. Но это отнюдь не местечковая поэзия. Мыслеобразы и философия её строки выходят за рамки субъективного сенситивизма. Оттого созидательная сила поэтического голоса не может быть не замечена. Она творит чудо ощущения сопричастности с глубинным миром Вечности.

    Читатель вдумчивый обязательно наткнется в этой книжке на чистейшие родники исконно русской лексики. Плачевая манера, редко кем обыгрываемая, не обойденная вниманием автора, нашла достойное воплощение в такой жемчужине, как «Чуж-Чуженин». Эта манера письма была удостоена самых высоких отзывов в стенах Литературного института, где мне довелось получить образование вместе с автором книги «Каторжанка снегов».

    И уж никак нельзя пройти мимо гражданской лирики автора. В таких стихах О.Хмара берет высочайшие ноты. В них нет перепевов или заимствований. Они пульсируют неподдельной болью и жаждой отвоевать у быстротечного времени тайны, так нужные тем, кто не желает быть Иванами не помнящими родства.

Чёрным не норови чистоганом,
Я из помнящих, слышишь, судьба! —
Из колена российских Иванов,
Не безродная, не голытьба.

    Книга «Каторжанка снегов» стала ещё одним подтверждением высокого уровня воркутинской литературной школы. С чем, собственно, и поздравим друг друга.

Вячеслав Иванов.

Добавить комментарий

Войти с помощью: